Государственное управление реструктуризацией экономики часть 1

означает ликвидацию межрегиональных диспропорций по доходам, доступность для хозяйственной деятельности всех регионов;
 — стабильность, то есть снижение конъюнктурной и структурной уязвимости регионов. Сбалансированная хозяйственная структура выступает гарантом стабильных доходов и стабильной занятости населения.
Осуществление этой направленности зависит от того, как успешно решены проблемы взаимодействия между центром и регионами, от обеспечения единства органов государственного управления. Отсюда возникает еще одна проблема — оптимальное сочетание государственного управления и самоуправления. Проблема развития, распределения и совмещение функций государственного управления и самоуправления состоит из определения соотношения общегосударственных, коллективных и частных интересов в управленческой иерархии.
Развитие самоуправления означает развитие общественных форм организации управления. При этом предполагается законодательное закреплено распределение функций и полномочий между государством и обществом в целом и его территориальными образованиями. Это значительно отличается от такого понятия как «делегирование функций и полномочий», которое присутствует именно при децентрализации управления. При развитой функции самоуправления перераспределение полномочий между центральными и региональными уровнями осуществляется на началах договора между правительством и местными представительными органами и обязательно инициируется на региональном уровне. При самоуправляющемуся типе региональных структур полномочия носят административный характер. Органы власти формируются на выборных началах, имеющие статус юридического административной лица с автономным региональным или местным бюджетом. Что касается конкретных функций, правительство и его органы действуют в рамках выполнения политических задач (оборона, внешние отношения, государственные финансы), а другие управленческие функции (образование, благотворительность, поддержания правопорядка) возлагаются на территориальные органы и местные коллективы.
важное значение для развития местного самоуправления имеет коренная реформа источников и использования финансовых ресурсов, которая включает в себя перераспределение бюджетных функций между субъектами различных уровней государственного управления, расширение финансовой компетенции административно-территориальных образований.
Современный административно-территориальное деление Украины определяется действующим актом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1981 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Украинской ССР», который действовал во времена бывшего Советского Союза. На территориальном уровне Украина имеет три основных звена административного деления: область, район (сельский), район (городской). Кроме этого существует пять звеньев на муниципальном (по населенным пунктам) уровне, среди которых сельсовет тяготеет к территориального уровня, поселок — до муниципального, остальные звеньев — городские: города районного, областного и государственного значения. Отдельное положение занимает административно-территориальное образование в составе Украины — Автономная Республика Крым. По состоянию на январь 1995 года по Украине входили: 24 области, 489 сельских и 120 городских районов, 28 858 сельских населенных пунктов, 909 поселков городского типа, 445 городов, из которых 280 — районного, 163 — областного, 2 — государственного (республиканского) значения . Однотипной властной структурой, действующей на всех уровнях административного деления, есть совет народных депутатов как представительный, избранный населением орган. В Украине насчитывается 11950 местных советов. Всего существует 30 212 населенных пунктов и 1354 городских поселений [59].
Исследование проблемы взаимодействия между центром и регионами в Украине целесообразно начинать с определения того, насколько в деятельности Верховной Рады Украины отражены интересы регионов, насколько в самом процессе принятия решений учитывается региональный аспект. Анализ административных аспектов деятельности Верховной Рады показывает недостаточность учета специфических интересов отдельных регионов. Структурирование высшего законодательного органа происходит по партийной принадлежности, что свидетельствует о его демократизации.
Отдельной проблемой является административно-правовой аспект управления Автономной Республикой Крым (АРК). Согласно Конституции Украины Верховная Рада Украины определяет основные направления социально-экономического развития АРК (раздел Х). Кроме того, действует Представитель Президента Украины, согласно ст.139 Конституции Украины, что означает реальное влияние Президента Украины на развитие местной социально-политической ситуации.
Существует мнение по укреплению центральной исполнительной власти как одну из необходимых предпосылок преодоления противоречий между центром и регионами (прежде всего, в бюджетной и социально-экономической сферах) [60, с.46].По нашему мнению, обеспечение сбалансированных отношений между центром и регионами, когда центр осуществляет косвенное влияние сможет решить эту проблему.
Кабинет Министров Украины, согласно Конституции Украины (ст.120), имеет универсальную сферу действия, его декреты, постановления, распоряжения являются обязательными к исполнению на территории Украины. В свою очередь, министерство, согласно Указу Президента Украины «О Общее положение о Министерстве, другом центральном органе исполнительной власти Украины» (утверждено Указом Президента Украины от 12 марта 1996 №179 / 96), выступает как орган, реализующий, а не определяет государственную политику. Согласно полномочиям, министерство имеет право готовить соответствующие предложения, обобщать результаты правоприменительной деятельности. Важным в деятельности является то, что министерство имеет право вносить предложения по совершенствованию законодательства. Как орган исполнительной власти, эти полномочия осуществляются через высшие в управленческой иерархии структуры — Президент, Кабинет Министров. Что касается полномочий по разработке проекта Державноипрограмы экономического и социального развития Украины, Государственного бюджета Украины, их невозможно определить как четки — согласно Указу, министерство «участвует», а не «дает рекомендации, разрабатывает, готовит предложения». Ведь именно эту сторону деятельности министерства касается непосредственно проблем регионального развития.
соответствии со своими полномочиями министерство осуществляет оперативное регулирование социально-экономической и другими сферами деятельности государства. Следует заметить, что оперативное регулирование должно осуществляться в соответствии с общегосударственной программы социально-экономического развития и стратегических направлений экономического реформирования, не указано в Указе. При этом целесообразно было бы обосновать формирование структуры в системе органов исполнительной власти, которая бы отвечала за разработку стратегии развития страны.
Согласно действующему законодательству этой структурой выступает Администрация Президента, хотя к ее полномочиям, согласно Конституции, относится обеспечение выполнения Президентом своих обязанностей.
В сфере взаимодействия министерства с органами местного самоуправления указано, что министерство имеет право получать информацию и «взаимодействовать» (п.4 Указа), хотя при этом не указаны конкретные сферы и объем взаимодействия.
Согласно п. 7 Указа министр «определяет степень ответственности заместителей министра (руководителя), руководителей подразделений министерства». Но ответственность определяет действующее законодательство. При этом субъектом ответственности возникает суд, в случае уголовного или гражданского ответственности, соответствующие органы в случае административной или дисциплинарной ответственности.
Для повышения уровня организации и качества местных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти был издан Указ Президента Украины «О мерах по повышению эффективности и ответственности территориальных подразделений министерств, других центральных органов исполнительной власти и обеспечения их взаимодействия с местными государственными администрациями»
(5 ноября 1996 №1035 / 96), в котором указано, что руководители территориальных подразделений министерств, других центральных органов исполнительной власти (кроме Службы безопасности Украины) подотчетны и подконтрольны главам местных государственных администраций, назначение руководителей территориальных подразделений министерств проводится по обязательному согласованию с председателями местных государственных администраций. Этим Указом закреплен приоритет властных полномочий председателей местных государственных администраций, что означает примат учета государственных интересов, с одной стороны, и функциональную подчиненность, гибкость взаимодействия отраслевых и региональных органов управления.