Государственное управление бюджетным процессом часть 1

проходят службу в порядке, установленном законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел.
Деятельность сотрудников органов государственной налоговой службы регламентирована Законом Украины «О государственной службе» (ст.1) [56].
Таким образом, деятельность государства относительно процесса уплаты налогов имеет преимущественно властно-распорядительный, а не регулирующий характер. Это свидетельствует о необходимости совершенствования налоговой системы в сторону усиления стимулирующей роли по развитию товаропроизводства.
Основами правового регулирования бюджетного процесса является Конституция Украины, Закон Украины «О бюджетной системе Украины» [57], законы Украины о Государственном бюджете на текущий год.
Согласно ст.4 Закона Украины «О бюджетной системе Украины» бюджетное устройство базируется на следующих принципах: единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины. Среди базовых положений бюджетной системы стран ОЭСР является обеспечение строгого соответствия результатов расходования средств запланированным объемам. 9 Закона Украины «О бюджетной системе Украины» регламентирует лишь недопущения взаимозачета и компенсаций доходов и расходов. Практика составления и исполнения Государственного бюджета на предыдущие и, особенно, на 1999 год показала настоятельную необходимость соблюдения положений по обеспечению соответствия доходов и расходов. В связи с этим целесообразно внесении дополнения в ст.4 Закона Украины «О бюджетной системе Украины» и изложения его в следующей редакции: "Бюджетное устройство основывается на принципах единства, полноты, достоверности, соответствия, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины. Принцип соответствия означает обеспечение в бюджетном планировании соответствия величины расходов запланированным доходам бюджета, а в процессе выполнения бюджета соответствии фактической величины расходов запланированным объемам.
" Бюджетный год в Украине совпадает с календарным [57]. Верховная Рада определяет основные направления бюджетной политики, рассматривает проект и утверждает бюджет. Полномочиями органов исполнительной власти является составление проекта бюджета согласно указанным основным направлениям бюджетной политики. Проект Закона о Государственном бюджете Украины правительство подает Президенту. После рассмотрения и в случае согласия Президент вносит его на рассмотрение Верховной Рады (ч. 8 ст.26 Закона Украины «О бюджетной системе Украины»). Должность Президента, согласно действующим полномочиям, нельзя квалифицировать как принадлежащую к органам исполнительной власти структурно, но она принадлежит функционально. С другой стороны, ч.2 ст. 96 Конституции Украины закрепляет полномочия по представлению проекта бюджета Верховной Раде органом, который разрабатывает бюджет — Кабинетом Министров.
Анализ полномочий Верховной Рады, Президента, правительства, органов исполнительной власти по осуществлению бюджетного процесса показывает приоритетность полномочий Верховной Рады (утверждение, контроль, внесение изменений и дополнений, определение источников покрытия дефицита). Органы исполнительной власти должны полномочия по подготовке проекта, составления и представления отчета о выполнении. Поэтому предсказуем дублирование составления бюджета — со стороны Бюджетного Комитета Верховной Рады и Кабинета Министров. Кроме того, переходными положениями Конституции закреплены полномочия Президента Украины относительно издания указов по экономическим вопросам, не урегулированным действующим законодательством. Поэтому ожидаемым является бюджетное планирование со стороны Президента, особенно условиях острого противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти. Таким образом, полномочия по составлению бюджета могут осуществлять: Верховная Рада в лице Бюджетного Комитета, Кабинет Министров, Президент. Это особенно ярко проявилось в процессе принятия бюджета на 1999 год. Кроме проблем с принятием, связанным с действием многих субъектов бюджетного планирования, возникает проблема сугубо организационная — необходимость соответствующего расширения аппарата управления, не соответствует принципам административного реформирования.
Отдельной проблемой осуществления бюджетного процесса возникает несовершенство финансовой основы местного самоуправления. Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» [58] предусмотрено распределение всех доходов местных бюджетов на две группы: текущий бюджет; бюджет развития. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных, определенных законом, источников и закрепленных в установленном порядке общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей. Доходы бюджета развития формируются за счет доли налоговых поступлений, средств, полученных от размещения местных ссуд, поступления от других бюджетов.
В Законе Украины „О бюджетной системе Украины“ заложен затратный подход к формуваннямисцевих бюджетов: доходы местного бюджета определяются вышестоящими органами управления в зависимости от суммы расходов, которая планируется. В Законе Украины „О местном самоуправлении в Украине“ обусловленные минимальные размеры местных бюджетов, причем в случае превышения дохода над размером минимального местного бюджета, государство изымает избыток в государственный бюджет, не стимулирует пополнения местных бюджетов выше минимального размера.
Практика формирования местных бюджетов сохраняет в своей основе элементы командно-административной системы, хотя принятым Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» предусмотрено формирование бюджетов на основе местных потребностей. То есть местные бюджеты формально автономные, но практически формируются высшим уровнем, исключает их автономию на практике.
Бюджеты разных уровней представляют собой лишь денежное выражение планов экономического и социально развития территорий. При этом планирование представляет собой, по сути, лишь свод экономических показателей субъектов хозяйствования, находящихся на определенной территории.
Итак, учитывая мировой опыт и опыт составления бюджета можно предложить следующие меры:
 — в разделе, где речь идет о подготовке бюджета, целесообразно включать информацию о сроке, к которому парламент подает бюджетные предложения, а также предложения о бюджетные ассигнования, причем возможно утвердить форму и содержание предложений по бюджетным ассигнованиям;
 — дополнить принципы бюджетного устройства принципу соответствия;
 — от местных органов власти возможно требовать составления конце каждого месяца отчетов о совокупных издержках, совокупные доходы и остатки на банковских счетах (включая отчетом об остатках в местных внебюджетных фондах)
 — необходимо закрепить законодательно ведущую роль Министерства финансов в бюджетном процессе;
 — получение государственных займов правительством должно регулироваться соответствующим законом, который готовит Министр финансов;
 — Министр финансов должен иметь право брать займы для финансирования утвержденного дефицита через выпуск ценных бумаг, кредитные соглашения;
 — Министр финансов с помощью Государственного казначейства ведет учет всех обязательств правительства;
 — правительство в лице министра финансов выдает гарантии по долгам лиц, организаций и органов власти при условии, что: сведения обо всех подобных гарантии подаются в парламент и публикуются в правительственном бюллетене; возможные обязательства, срок уплаты которых наступает в определенный финансовый год, фиксируются как приложение к годовым бюджетным предложений, в которых включается резерв на непредвиденные расходы для покрытия возможных расходов;
 — правительство не несет ответственность за долги своих ведомств за исключением гарантированных правительством сумм или сумм, частичная ответственность за которые возлагается на правительство законом.
Необходимость четкого определения роли Министерства финансов в бюджетном процессе определяется не только опытом демократических стран, но фактической распыленностью полномочий по составлению и контролю за бюджетом между различными правительственными структурами, парламентом.