Тенденции преодоления безработицы и пути социализации экономической системы украины

Реферат на тему:
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Украинское общество быстро приближается к настоящей демократии. Все большее значение приобретают интересы человека — гражданина. Политики начинают обращаться к народу не только накануне выборов. Ведь общественное мнение все больше влияет на ход событий в нашей стране. Программа правительства В. Ющенко «Реформы ради благосостояния» никого не ввела в заблуждение. Ведь каждый ощутил на своем бюджете и жизни, что на фоне роста экономики реальные доходы населения уменьшились.
Надо отдать должное новому правительству: он сразу оценил ситуацию и перешел от слов к делу. Правительство поддержало также Президент изданием Указа «О стратегии преодоления бедности». Это обусловливает определенную смену акцентов в экономической политике Украины.
Для того, чтобы лозунг превратился в программу действий, следует определиться с приоритетами расходования средств Государственного бюджета. Украинское государство не может себе позволить содержание четырёхсоттысячному войска. Тем более, что в этом нет никакого смысла. Наша страна, к счастью, не участвует в войнах. Военная доктрина должна соответствовать возможностям и потребностям украинского государства. Войско следует сократить и перевести на контрактную основу не до 2015 года, как это предлагает действующая Доктрина, а в кратчайшие сроки (например, еще в 1998 году разработан бизнес-план перевода армии на контрактную основу за 2 года). Тогда сэкономленные средства можно потратить на проведение государством социально направленной политики, для реализации которой предлагается применение тех средств и мер, которые, на наш взгляд, помогут достичь определенной цели — преодоление бедности.
Прежде всего, программы правительства должны быть комплексными и системными. Потому что любое действие, не связана со всей программой, тормозит превращение. Ниже будет предложен один из вариантов построения такой системы.
В 2001 году Украина получила рекордный урожай. Так же и другие страны. В результате те, кто выращивал пшеницу, могут пострадать из-за снижения цен как на внутренних, так и на мировых рынках: их наследие может оказаться даже меньше, чем в неурожайные годы. Но так не должно быть: результат должен соответствовать затраченным усилиям. Исходя из этого, министр АПК пообещал, что правительство удержит цены на уровне прошлого года. Однако факты пока свидетельствуют, что правительство не в состоянии сдержать данное слово. До сих пор в Государственный резерв приобретено лишь 300 тыс. Тонн пшеницы, а за границу уже вывезено 500 тыс. Тонн. Крестьяне теряют доверие к правительству. От такого поворота событий не выиграет никто. Как же нужно действовать дальше?
Общеизвестно, что хлеб — главный продукт потребления в Украине. Причем он является основным для наименее обеспеченных слоев населения: пенсионеров, безработных, многодетных семей, нищих и т. Борясь с бедностью, в первую очередь следует оказать помощь именно этим слоям населения. Предлагается ввести выдачу бесплатных талонов на хлеб всем упомянутым людям. Например, по 0.5 кг хлеба в день. А хлеб печь из пшеницы, которую государство закупит у украинских производителей по договорной цене. В то же время, должны решить проблему обеспечения сева следующего урожая, предоставляя топливо, удобрения, семена не на кредитной основе, а за деньги, полученные от продажи пшеницы государству. Запасы Государственного резерва также нужно увеличить, скупая у крестьян пшеницу только третьего класса (с клейковиной 29%) по договорной цене.
Возникает естественный вопрос: где же все это взять деньги? Для этого надо реализовать ряд мероприятий. В частности, создать государственный заем для сельскохозяйственных производителей, облигации которой можно обменивать на вышеуказанные товары и рассчитываться ими в несколько большей стоимости. Ввести государственное страхование (обманутые негосударственными страховыми компаниями граждане вряд ли им поверят, а государству — поверят) имущества: дач (дачных участков), автомобилей, квартир, наследства, банковских счетов и тому подобное. Предложенным путем удастся одновременно решить ряд проблем: реально повысить благосостояние наименее обеспеченных слоев населения, увеличить их покупательную способность (вместо хлеба они смогут покупать что-то другое), соблюсти данного слова и тем поддержать доверие к правительству, уменьшить давление на Государственный бюджет в 2002 году из-за отсутствия потребности предоставления льготных кредитов селу, заранее обеспечить сельхозпроизводителей всем необходимым для сева; увеличить их благосостояние за счет закупки у них урожая по договорной цене и тем увеличить их покупательную способность; повысить экономическую независимость государства и человека из-за увеличения запасов хлеба; избежать сезонного повышения цен на топливо и масла, заложить основу комплексного обеспечения экономической безопасности. Для реализации намеченного нужны последовательные и целенаправленные действия управленческих структур.
Неверное понимание (или нежелание верно понимать) понятие адресной помощи не позволяет проводить эффективную политику в области социальной жизни общества. Осознав, что потребности личности набирают все больший вес, надо изменить и понимание адресности — предоставлять помощи не определенным слоям населения, а конкретному лицу. И именно той, которая в ней нуждается. Для этого общество следует распределить по трем матрицами: по возрастному, половому признакам и по принадлежности к социальной группе.
По возрасту предлагаем установить следующие группы: до 15 лет, от 16 до 30 лет, от 31 до 50 лет, от 51 до 60 лет, от 60 и более лет. По половому признаку, разумеется, группы мужского и женского пола.
По принадлежности к социальной группе общество можно разделить так: необеспеченные (минимальная пенсия, минимальный доход, не обеспечивает приобретение «потребительской корзины» в регионе проживания) малообеспеченные (доход ниже черты бедности) среднего достатка (доход в среднем на одного человека вдвое больше стоимости «корзины потребителя» в данном регионе) хорошо обеспечены. Последняя группа социальной помощи не нуждается, но государство и по отношению к ней должна определить линию своего поведения.
В установлении статуса лица нужно учитывать наличие недвижимости. Государство может применить самые разнообразные мероприятия и средства по использованию недвижимости, принадлежащей тем, кто нуждается в помощи общества (пока эти люди сами решают свои проблемы и часто попадают в лапы мошенников, а потом обращаются к государству за помощью).
Нетрудно установить, что в каждой из указанных групп свои проблемы. Скажем, первой возрастной группе надо способствовать в физическом укреплении, вторая проходит фазу становления, получения образования, ремонт, создание семьи, ведения борьбы за свое место в обществе. А последняя группа уже не интересуется всем этим, однако требует физической помощи, предоставление лекарств и врачебной помощи, нуждается в помощи для защиты своих прав на недвижимость. Каждая из групп требует специфической социальной политики. Поэтому государственные программы должны быть переориентированы по потребностям каждой из возрастных, половых и социальных групп, а усилия государства нужно диференциюватив зависимости от цели: если надо повысить рождаемость, предпочтение отдается второй и третьей возрастным группам; если же цель в увеличении срока жизни — предпоследний и последний.
Наибольшая же потребность всех групп — в правовой защите, который сегодня могут себе позволить только состоятельные люди, принадлежащие к последним двум социальных групп. Ведь правильное применение законов требует специальных знаний, а услуги специалистов достаточно дорогие, поэтому основная масса населения не способна платить за юридические услуги. Поэтому на определенный срок (5 или 10 лет) необходимо создать специальные государственные учреждения, которые бесплатно защищали права человека-гражданина.
Во время Великой депрессии в США были введены законы о запрете использования детского труда, запрет большей, чем 8:00 продолжительности рабочего дня и определения минимальной платы за час работы. Государство взяло их соблюдения под личный контроль, убедило большинство американцев в том, что ею защищаются права простого человека, и дало возможность каждому гражданину защитить себя от произвола частных собственников-предпринимателей. Украинский государство приняло решение об увеличении заработной платы в сфере образования хозяйства, а владельцы частных высших учебных заведений такое решение проигнорировали. Таким образом, значительное количество высококвалифицированных специалистов не повысила свою покупательную способность (при этом владельцы вузов плату за обучение повысили), что тормозит продвижение Украины в мировую экономику и увеличивает количество бедных. В конце концов в вузах остаются преподаватели не самой высокой квалификации не способны научить молодое поколение закона.
Исходя из этого, предлагаем внести в бюджет-2002 и в соответствующих социальных программ правительства следующее:
1. Создать в Украине смешанную солидарно-накопительную систему, согласно которой все финансовые поступления на социальную защиту должны поступать на личный банковский счет каждого работающего и расходоваться по его собственному усмотрению: на лечение, оздоровление или на открытие собственного предприятия.
2. Создать государственную систему правовой защиты лица, которая предоставляла все юридические услуги (от советов к подготовке и защиты прав в суде) за государственный счет каждому, кто к ней обратится.
3. Ввести систему государственного страхования имущества граждан с наименьшими вкладами и государственными гарантиями.
4. Провести комплексную операцию «Закупка-кормления-подготовка урожая-увеличение запасов».
5. Переделать все программы социальной направленности с учетом нового определения термина «адресная помощь».
6. Превратить Министерство труда и социальной политики Украины на Министерство защиты человека, поручив ему выполнение указанных задач, подчинить ему Пенсионный фонд, Управление медицины, геронтологии и Управления материнства и детства Министерства здравоохранения и Управления правовой защиты человека Министерства юстиции Украины.
7. Переделать Военную доктрину Украины с целью скорейшего перевода армии на контрактную основу, сокращение численности и расходов на его содержание.
8. Обеспечить финансирование предложенных преобразований через перераспределение расходов Государственного бюджета Украины и поиск новых источников финансирования.