Налогообложение с позиций регионального развития часть 2, vak.org.ua

Если рассматривать указанную категорию относительно определенного временного интервала и степени реализации возможностей региона по уплате налогов, то можно выделять потенциальную и (или) реальную податкоспроможнисть. То есть возможны достаточно разные подходы к определению этой категории в зависимости от реального или потенциального ее значение.
По нашему мнению, реальная податкоспроможнисть отражает фактические возможности налоговых изъятий у налогоплательщиков, которые находятся на территории определенного региона для обеспечения доходной части бюджетов разных уровней в данное историческое время, при определенном уровне развития производительных сил, при существующем законодательстве.


http://vak.org.ua/video/2010495489-skolko-stoit-obuchenie-za-rubezhom/

Гораздо сложнее сущность категории «потенциальная податкоспроможнисть». Во потенциальной податкоспроможнисть региона нужно понимать его интегративные возможности выделения в бюджет страны денежных поступлений при одновременном задействовании всех региональных ресурсов.

Потенциальная податкоспроможнисть является настоящим катализатором экономического развития и возрождения отечественного производства, причем между ними существуют тесные не только прямые, но и обратные связи. Ведь именно состояние отечественного производства является определяющим для формирования потенциальной налогоспособности страны или региона. Такая же взаимозависимость определяет отношение потенциальной налогоспособности (ниже мы будем оперировать термином «податкоспроможнисть» именно в этом смысле) со многими общественно-территориальными свойствами регионов: с их геополитической весом в государстве, мощностью интегрального потенциала, активностью и уровнем диверсификации внешней функции, мощностью экспортного сектора, качеством жизни населения и тому подобное. Общественная эффективность системы регионального налогообложения зависит от реализации всех возможностей региона по уплате налогов с учетом обеспечения его жизненных интересов. То есть происходит изъятие в бюджеты различных уровней денежных ресурсов без ощутимого выгоды для социально-экономического развития самого региона, процессов расширенного воспроизводства в нем, решение его экономических, социальных, экологических проблем.

Сегодня, когда Украина все годы независимости не имеет загальновизначенои стратегии своего дальнейшего социально-экономического развития, четкой политики государственного регулирования, эффективного законодательного обеспечения рыночных преобразований, состояние как реальной, так и потенциальной налогоспособности во всех регионах является низким. Причины этого в первом, и во втором случаях разные. На ограничение реальных податконадходжень влияет кризис в отечественной экономике, прежде всего, неплатежи, гигантская теневая экономика, бартер.