Механизм регулирования производства часть 4

Возрастание роли государства в регулировании хозяйственной жизни имеет свое историческое окраску и лица. Для первой половины XX в. было характерно зарождение и дальнейшее укрепление государственно-монополистического механизма хозяйствования во многих высокоразвитых странах. Практика такого механизма хозяйствования способствовала развитию концепции «государственного социализма», суть которой заключалась в попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного преобразования общества на социально-гуманистических началах. Однако в реальной жизни возник «административно-распорядительный» механизм хозяйствования на макро — и микроуровне, административно-командная экономика.

Мировое экономическое развитие постепенно преодолевал крайности в построении моделей механизмов хозяйственной жизни (капитализм или социализм), видя выход в построении социально-рыночного механизма хозяйствования, то есть смешанной экономики. Что это означает в реальной действительности? Рыночная стихия, если ее не контролировать, может вызвать разрушительные процессы в обществе и природе. Поэтому рыночная модель хозяйствования, механизм ее воплощения в экономику страны нуждается в регулировании. Роль центра регулирования лучше всего может выполнять государство — коллективный орган, общеобщественный институт, наделенный правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Проблема заключается в том, чтобы найти оптимальную границу, рациональные формы и методы государственного регулирования, которые, не разрушая рыночной природы экономики, одновременно обеспечивали достижения высокой социальной эффективности.

Трансфер Иваново Москва
Стоит отметить, что хаотические, недостаточно мотивированы попытки реформирования хозяйственного механизма могут вызвать в обществе, стране многочисленные перестройки, которые могут принести не только благо, но и непрогнозируемое разрушения положительных достижений, социальных ценностей. Конечно, объективность государственного регулирования рыночной экономики может порождать (и нередко порождает) соблазн сугубо директивного решения многих хозяйственных вопросов на различных уровнях функционирования общеэкономического общественного механизма. Но многочисленные попытки чисто административно-бюрократического решения сложных социально-экономических проблем создают часто видимость преодоления кризисных ситуаций, хотя в отдельных сферах деятельности решительно государственное вмешательство целесообразно и может быть эффективным.