Налогообложение с позиций регионального развития

Рассматривая проблему налогообложения с позиций регионального развития, необходимо справедливо распределять налоговое бремя между всеми регионами, учитывая их податкоспроможнисть, что означает изъятие налоговых поступлений из регионов в соответствии с их возможностями с учетом потребностей социально-экономического развития при использовании всех региональных ресурсов, а также расширение базы налогообложения. Таким образом, в соответствии с требованиями времени назрела необходимость проведения аналитических исследований по участию регионов в формировании бюджетов разных уровней с учетом возможностей этих регионов.
В связи с этим в докладе «Проблемы и пути развития налоговой системы Украины» в научный оборот в 1998 была введена научная теория «податкоспроможнисть региона», раскрыты ее сущность, содержание и факторы влияния на социально-экономическое развитие регионов. Данная категория получила статус общепризнанной после включения ее в Бюджетную резолюцию 2000 и Бюджетный кодекс Украины при определении коэффициента относительной налогоспособности (КИП), и, по нашему мнению, является ключевой в теории региональной налоговой политики. КИП характеризует податкоспроможнисть области в расчете на душу населения в сопоставлении со среднедушевым податкоспроможнисть всех областей Украины в целом. Введение этого показателя направлено на создание последовательного, надежного и прозрачного механизма определения доходной части местных бюджетов.

кредит вебмани получить

Указанный показатель используется в практике многих зарубежных страны. Однако на сегодняшний день ни в научной литературе, ни в нормативно-правовых актах не раскрывается сущность самой категории «податкоспроможнисть региона».

Среди отечественных ученых только В. И. Кравченко дал определение такого понятия, как «податкоспроможнисть территориальной общины» — это объем доходов, который потенциально может быть объектом налогообложения коммунальными налогами на душу населения в пределах конкретного территориального коллектива.

Необходимо отметить, что податкоспроможнисть региона можно рассматривать по-разному. По ее содержанию, то его можно рассматривать в узком и широком толковании этого термина. В узком смысле данная категория относится только к сфере налогообложения и характеризует определенным образом возможности региона по наполнению бюджетов и его вклада в процесс перераспределения ВВП. Но даже при этом она в известной степени отражает соотношение интересов страны и региона, то есть имеет значительно более широкий статус, чем региональный. В широком понимании сущности этой категории податкоспроможнисть, с одной стороны, определяет возможность (или невозможность) региона одновременно с уплатой налогов реализовать расширенное производство на своей территории, а значит — реализовать и экономический рост. С другой — податкоспроможнисть выступает «интегрированным» фактором (которому «делегировали» свои положительные импульсы роста все общественно-природные свойства и характеристики региона) улучшения макроэкономической ситуации в стране, ее инвестиционного климата, повышения уровня ее финансовой устойчивости и тому подобное.