Хозяйственный механизм в системе регулирования общественного производства часть 1

Реферат на тему:

Хозяйственный механизм в системе регулирования общественного производства

План

  1. Хозяйственный механизм: сущность, функции, принципы функционирования.

  2. Структура хозяйственного механизма.

  3. Государственное регулирование экономики.

Хозяйственный механизм является одним из важнейших элементов экономической системы. Хозяйственный механизм согласовывает функционирование и развитие звеньев экономической системы, приводит в соответствие производительные силы и экономические отношения, он представляет совокупность конкретных форм хозяйствования, организационно-институциональных систем, методов и рычагов регулирования экономических процессов. Если представить экономическую систему как смешанную, то она включает в себя такие самостоятельные подсистемы:

  • плановую подсистему;

  • рынок;

  • натуральное хозяйство.

Каждой из отдельных подсистем соответствует адекватной хозяйственный механизм:

  • государственный;

  • рыночный механизм саморегулирования;

  • хозяйственный механизм традиционного хозяйствования.

В зависимости от подсистемы с хозяйственным механизмом, имеет наибольший вес, характеризуется и вся подсистема.

Более или менее равное соотношение рынка и государства характеризует систему смешанной экономики, где происходит взаимодействие хозяйственного механизма и, как результат, установление целостного хозяйственного механизма смешанной экономики. Хозяйственный механизм — система основных форм, методов и рычагов, использование экономических законов, решение общественного способа производства, реализации собственности; развитие человека, создание системы стимулов и согласования экономических интересов основных классов и социальных групп. Чтобы создать эффективный хозяйственный механизм, необходимо познать экономические законы, установить их взаимодействие, обосновать формы и методы их использования. Выражая черты экономических законов, взаимосвязи в системе, хозяйственный механизм выступает как интегративная форма их обнаружения. Сущность хозяйственного механизма проявляется через его функции:

  • реализация отношений господствующего типа собственности;

  • сообщения и взаимодействие производительных сил и производственных отношений в экономической системе;

  • обеспечение сбалансированности экономики и социального развития общества;

  • согласования и обеспечения движения экономических интересов;

  • разрешения противоречий;

  • формирование поля взаимодействия механизма действия и использования экономических законов.

Принципы функционирования

  1. Эффективность.

  2. Сбалансированность.

  3. Системность.

  4. Социальная направленность.

Хозяйственный механизм можно рассматривать на 2 структурных уровнях: на глубинном уровне (объективная сторона) — определенная система экономических законов. На поверхности (субъективная сторона хозяйственного механизма) — это механизм использования экономических законов в виде определенных экономических форм, методов и рычагов. Хозяйственный механизм как совокупность форм организации и управления общественными действиями экономических субъектов, направленных на реализацию экономических законов, включая такие подсистемы — планирования, стимулирования, организация, регулирование.

Планирование включает прогнозирование, долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование, директивное планирование.

Стимулирование — экономические рычаги и стимулы экономической деятельности.

Организация включает формы организации и управления производством с соответствующей регламентацией прав и обязанностей.

Координационный механизм рыночной экономики можно свести к двум формам: децентрализованные и централизованные (государственные формы хозяйственного механизма). Децентрализованные формы действуют в сфере рыночных отношений (рыночный механизм — механизм саморегулирования — процесс соблюдения целостной системы социального производства, сохранение ее сбалансированности и гармоничности, который обусловлен объективной логикой развития этой системы). Основными регуляторами являются: цена, спрос, предложение, конкуренция. Рыночный механизм дает возможность

  • эффективно распределять ресурсы для производства товаров;

  • успешно функционировать при наличии даже ограниченной информации;

  • обеспечивать гибкость и высокую степень приспособления к изменяющимся условиям;

  • оптимально использовать результаты НТП;

  • свободно выбирать и действовать потребителям и предпринимателям, то есть они независимы в принятии решений;

  • удовлетворять различные потребности, повышать качество, быстрее достигать рыночного равновесия;

  • расширять ассортимент продукции, снижать издержки, поддерживать конкурентоспособность.

Вместе с тем целый комплекс вопросов не может быть решен с помощью рыночного механизма. Вопрос о государственном регулировании всегда было в центре внимания. Позиции необходимости и степени вмешательства были разные.

Меркантилисты, классики, неоклассики. Дж. М.Кейнс в 30-е годы — кейнсианство — необходимость государственного вмешательства, формы и методы. По его мнению, несбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения — основная причина экономических кризисов и безработицы. Рыночный механизм не могу ликвидировать этот дисбаланс, поэтому необходимо вмешательство государства для стимулирования эффективного спроса, то есть достижения экономического равновесия.

Неоклассики, исходя из новых условий, вынуждены были пересмотреть свои теоретические позиции. В 1938 г... В Париже состоялся коллоквиум Липмана, на котором неоклассики признали возможность вмешательства государства в экономическую жизнь, что привело к возникновению неолиберализма. Первый из неоклассиков признал необходимость А. Пигу. Представители неолиберализма (фрейбурзька школа — В. Ойкен, Лондонская школа — Ф. Хайек, Чикагская школа — Фридман), признавая необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь, в отличие от Кейнса, ограничиваются контролем за выполнением «правил игры» экономическими субъектами, развитием отраслей общественного назначения, выполнение функций социальной защиты. Особое влияние на развитие экономической теории и политики в развитых странах с 70-х гг. Вызвала школа монетаризма. Согласно их концепции вмешательства государства должно ограничиваться денежной сферой, они считают, что нужно отказаться от кейнсианства и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться в соответствии с долгосрочным темпа роста цен, зарплаты и тому подобное. Фридман сформулировал «денежное правило», согласно которому денежная масса должна увеличиваться на 3-4% в год. В 70-90-х гг. Получает новый толчок консервативной неоклассицизм («теория экономики предложение», "теория рациональных ожиданий»). Вторая теория считает, что экономические субъекты знают, как функционирует экономическая система, владеют информацией, способны предсказать решение правительства (Р. Лукас). советская теория обосновывает необходимость директивного планирования. В 70-х гг. В результате кризиса кейнсианства возникает теория «неоклассического синтеза» (П. Самюельсон), согласно которой должно быть обеспечение сочетания рыночного механизма с механизмом государственного регулирования и применения как государственных, так и рыночных методов, в зависимости от конъюнктуры.

Современная экономическая мысль независимо от его конкретного теоретического направления признает ответственность государства за состояние развития экономики, а, следовательно, и ее право влиять на экономическую жизнь. Различия во взгляде касаются только степени и методов реализации такого воздействия. Сегодня признают, что для реализации влияния на экономику государство должно выработать собственную экономическую политику. Сблизились позиции относительно целей

  • обеспечение определенного уровня экономического роста;

  • обеспечение максимальной занятости;

  • контроль над инфляцией;

  • уравновешивания активов и пассивов платежного баланса.

Для достижения целей экономическая политика предусматривает широкий спектр мероприятий. Условно их можно разделить на 4 группы:

  • структурная политика;

  • социальная политика;

  • политика конкуренции;

  • конъюнктурная политика.

Первые три группы предусматривают решение локальных задач: структурная (субсидии, активизация развития относительно отсталых регионов, отраслей, секторов), конкуренции (меры антимонопольного характера, свободного ценообразования, доступ на рынок), социальная ( меры по обеспечению социального равенства и обеспечения членов общества путем перераспределения общественного продукта); конъюнктура (регулятивное воздействие на рыночную конъюнктуру, соотношение спроса и предложения на рынке). По способу и характеру воздействия все меры конъюнктурной политики делят на:

  • меры фискальной политики;

  • меры монетарной политики;

  • меры прямого воздействия.

Фискальные политика доходов и расходов государства (совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию доходов и расходов бюджета с целью влияния на социально-экономическое развитие страны).являются 2 вида фискальной политики — дискреционная и автоматическая. И — политика в отношении чистых налогов и государственных закупок, что опирается на решения правительства и парламента, II — политика, которая, внедряя в экономику определенную систему налогов и трансфертов, обеспечивает им возможность выполнять регулирующую функцию в автоматическом режиме.

Денежно-кредитная политика сводится к экономическому регулированию через механизм изменения предложения (массы) денег и их цены (проценты) на денежном рынке.

Денежно-кредитная политика — это комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определенных целей, мероприятий по регуляции денежного оборота, которые осуществляет государство через центральный банк. Объектами воздействия является предложение, ставка процента, валютный курс, скорость обращения. Объектами монетарного регулирования может быть выбрана одна или несколько из этих переменных денежного рынка. Если говорить об инструментах, то условно их можно разделить на 2 группы — инструменты опосредованного и прямого воздействия (И — операции на открытом рынке, регулируют нормы обязательного результата,% — политика, курс валюты, II — прямые ограничения на осуществление эмиссионно-кассовых операций, ограничение кредитования ГК & rarr; КБ, прямой распределение кредитных ресурсов, предоставляемых КБ).

Среди основных направлений государственного влияния одним из важнейших направлений (форм) является государственное программирование экономики. Основными формами являются:

 — разработка и реализация национальных программ и целевых программ (важнейшие макроэкономические пропорции и показатели, имеет индикативный характер); (целевые программы рассчитаны на участие в их выполнении многих предприятий с обязательным характером).

Однако обязанности не на приказах, а на контрактах.