Методологические основы совершенствования экономического механизма роста налоговых поступлений

другие — также существенно влияют на деятельность субъектов хозяйствования. Однако считаем целесообразным добавить к приведенного определения определения уровней формирования внешнего для предприятия, (фирмы) среды. Считаем, что если внутренняя среда СГ формируется на микро экономическом уровне, то внешнее формируется в свою очередь на следующих уровнях:
1) в Украине — на областном и национальном;
2) в мире — на межгосударственном и глобальном. То есть в самом общем измерении внешняя среда субъекте хозяйствования целесообразно рассматривать на четырех уровнях: областном, национальном, межгосударственном и мировом (или глобальном).
Считаем, что в нестабильных условиях переходной экономики Украины, когда мы «отошли» от командно-административной системы, а либеральная экономика, по меткому определению академика А. С. Гальчинского, является для нас "отложенной перспективой» [4], учета глобальной ситуации для Украины является особенно важным. В таком контексте при внедрении рыночных условий хозяйствования на инновационной основе, при реформировании основных регуляторов производственных отношений (институционально-правовых основ государственности стран), при фундаментальных изменениях ее экономической системы внешнюю среду как поле формирования важных воздействий на деятельность СГ должно рассматриваться в наиболее широком смысле. А именно: оно включает в себя не только политическую, макроэкономическую и правовую ситуацию в стране, но и такие суммарные глобальные процессы и проявления Международное интеграция, формирование мощных транснациональных корпораций, мировых рынков финансов, информации, услуг и тому подобное.
В современных условиях особую роль в эффективном выполнении указанных выше функций предприятия играет его управления. В наиболее обобщенном толковании под управлением в контексте теории экономики предприятия понимается система, которая обеспечивает эффективное функционирование и развитие субъектов хозяйствования и их адаптацию к меняющейся внешней среды. От эффективности системы управления СГ зависит и эффективность его деятельности, в первую очередь степень доходности, а значит и успешное выполнение внешней финансовой функции по выполнению налоговых обязательств перед государством.
В сложных условиях рыночных перестроечных процессов в Украине в начале XXI века управления хозяйствованием по своей сути ориентировано на адаптивные решения с учетом изменений во внешней среде, в первую очередь, на национальном уровне. Ведь эффективность, а потому и доходность и податкоспроможнисть СГ зависят во многом от глубины их адаптации к новым условиям хозяйствования, макроэкономической ситуации в стране и тому подобное. Без такой адаптации невозможно обеспечить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, их экономическую безопасность и эффективность их деятельности.
Именно адаптивность управления СГ обеспечивает такие организационные, инновационно-технологические и другие преобразования предприятия, позволяющие ему быстро и адекватно реагировать на изменение внешней среды и отвечать требованиям конкурентоспособности, которые все время усложняются и меняются. Механизмы адаптации в связи с этим играют в наше время важную роль в совершенствовании экономического механизма функционирования субъектов хозяйствования в целом и увеличение налоговых поступлений от них в частности.
При этом механизмы адаптации должны задействоваться в первую очередь при уточнении миссии данного предприятия (фирмы), при разработке стратегии его дальнейшего развития, в обосновании всех основных аспектов политики предприятия, которая определяет его поведение в сложных условиях формирования конкурентной среды, экономического пространства Украина на рыночных принципах.
Выбор правильной стратегии развития предприятия и политики его реализации всегда был важным для эффективной деятельности субъектов хозяйствования. Сейчас, исходя из требований времени, при наопрацюванни предпосылок постепенного перехода Украины к постиндустриальному развитию, политика предприятия приобретает большей диверсификации. Наряду с традиционными аспектами (производственно-технологическим, сбытовым, кадровым, социальным) политика предприятия постепенно вводит такие новые направления: инновационный, налоговый, маркетинговый, инвестиционный, экологический и др.
Значительно усилилась в условиях глобализации и роль внешнеэкономической деятельности предприятия. Она сейчас направлена ​​на утверждение СГ на внешние рынках, поиск стран-партнеров по развитию международной кооперации производства, рынков сбыта в так называемых странах третьего мира для своей, неконкурентоспособной в развитых странах, продукции. Конечно, внешнеэкономическая деятельность должна быть задействована только на предприятиях, участвующих в международном разделении труда. Это позволит им постепенно накопить финансовый капитал для инновационного развития и повышения на этой основе его конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Необходимо отметить, что под инновациями на предприятии понимается не только задействование более современных, ресурсо- , энерго- , трудоемких, экобезопасных технологий, вооружения СГ соответствующими средствами производства, использования новых материалов, но и совершенствования организационной структуры и повышения интеллектуального потенциала предприятия. Очень актуализируется сейчас и проблема внедрения корпоративных форм организации хозяйствования, в частности как важного направления повышения их прибыльности и налогоспособности.
В связи с вышеизложенным возникают вопросы: можно ли выделить четкие приоритеты в стратегии предприятия по его поведения на рынке в контексте увеличения объемов налоговых поступлений? Можно выделить какие-то отдельные аспекты политики субъектов хозяйствования, которые наиболее способствовали расширению базы его налогообложения. Считаем, что важным при решении этих вопросов является учет следующих моментов:
1. Только системная, по своей сути, адаптационная политика с уравновешенным задействованием всех вышеуказанных аспектов может привести к эффективному развитию предприятия и выполнения всех его функций.
2. Пути расширения базы налогообложения СГ значительной мере зависят от отраслевой направленности, технико-экономических свойств предприятия и структуры самой базы его налогообложения. Что касается последнего, то в зависимости от преобладания в ней прямых или косвенных налогов, в частности налога на прибыль, рентных платежей и т. п., следует определять и конкретниметоды увеличение прибыльности и налогоспособности предприятия.
3. Учитывая технико-технологическое состояние нашего производства и невысокую конкурентоспособность национальной экономики в целом, считаем приоритетными следующие направления стратегии развития субъектов хозяйствования: инновационный, инвестиционный и маркетинговый.
4. При определении политики конкретного предприятия (фирмы) по определению механизмов повышения его налогоспособности концептуально важно четкое понимание стратегии дальнейшего социально-экономического развития нашего государства и роли в этом государственного регулирования.
Литература:
1. А. Б. Борисов Большой экономический словарь. — С. Пб .: Книжный мир, 2001. — С. 295.
2. Словарь современной экономики Макмиллана / Ред. Дэвид. В. Пирс. — М .: Артек, 2000. — С. 188.
3. Украина и мировое хозяйство: взаимодействие на рубеже тысячелетий. — М .: Просвещение, 2002. — C. 432.
4. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршневая. — М .: Индра, 2001. — С. 63.