Конкурентная стратегия сущность и основные принципы часть 1

Реферат на тему:
Конкурентная стратегия: сущность и основные принципы
С развитием рыночных отношений в Украине происходит и формирование конкурентной среды, как во всей национальной экономике так и в ее отдельных отраслях. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, акционерных предприятий, проникновения на украинский рынок иностранных компаний — все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложений товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, когда конкуренция стала обыденным делом. Поэтому чрезвычайно актуальной стала проблема формирования эффективной конкурентной стратегии предприятия (стратегии повышения конкурентоспособности), удачная реализация которой позволит предприятию превзойти своих конкурентов.
Целью этой статьи является рассмотрение сущности конкурентной стратегии предприятия и обоснование ее основных принципов.
Слово «стратегия» заимствовано из военной науки. Военный план, разрабатывается исходя из ключевой задачи «ослабить и уничтожить противника, завладеть определенным позициям», определяет, какими методами можно достичь этой цели.
Однако сложность определения стратегии заключается в том, что разные источники по-разному трактуют это понятие.
частности, в современной литературе выделяют две основные концепции стратегии — философскую и организационно-управленческую [10].
Философская концепция подчеркивает общем смысле стратегии для предприятия. Согласно этой концепции, стратегию можно рассматривать: как философию, которой должна руководствоваться организация, которую должен; как шаблон логической, последовательной поведения, которая складывается на предприятии сознательно или стихийно; как важнейший элемент самоопределения предприятия или организации.
В этой работе остановимся более подробно на рассмотрении организационно-управленческой концепции стратегии.
Организационно-управленческая концепция стратегии связана с конкурентными действиями, мерами и методами осуществления стратегической деятельности на предприятии.
В экономической литературе выделяют два основных, по нашему мнению, направления исследования категории «стратегия» в организационно-управленческой концепции. Одни считают, что стратегия представлена ​​в общих планах, разрабатываемых руководством для того, чтобы вести организацию в будущее. Вторые рассматривают стратегию как взаимосвязанный комплекс действий, которые применяет фирма для достижения своих целей с учетом собственного ресурсного потенциала, а также факторов и ограничений внешней среды.
Сторонники первого направления, в частности, дают такие определения стратегии: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. [4] отмечают, что стратегия — это "комплексный план, сформирован для осуществления миссии организации и достижения ее целей "; Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. [9] указывают, что стратегия — это «план управления фирмой, направленный на закрепление ее позиций, удовлетворение потребностей и достижения определенных целей».
В пользу второго направления свидетельствуют такие утверждения. В частности, М. Мак-Дональд пишет [3], что "стратегии устанавливают маршрут, выбранный для достижения целей. Планы по выполнению стратегии является средством достижения цели по выбранному маршруту. «Э. Боуман рассматривает стратегию как» институциональную сферу, которая имеет дело главным образом с отношениями между организацией и ее средой [12]". По мнению К. Хофера и Д. Шендел, «базовые характеристики соответствия, имеет организация со своей средой, служат детерминантами ее стратегии» [13].
Также важно, чтобы все составляющие стратегии были интегрированы и совместимы между собой.
По нашему мнению, и первый, и второй направления определения категории «стратегия» важны для обоснования стратегии конкурентоспособности фирмы.
Как мы определили в предыдущих исследованиях, в основе конкурентоспособности лежит потенциал, поэтому было предложено следующее определение: конкурентоспособность фирмы — это ее способность реализовывать свой потенциал лучше конкурентов через свои конкурентные преимущества путем удовлетворения потребностей потребителей в условиях рыночной конкуренции [11] .
Далее, на его основе, было предложено следующее определение стратегии повышения конкурентоспособности — это взаимосвязанный комплекс действий, на основе планов, разработанных руководством, который применяет фирма для реализации своего потенциала лучше конкурентов с учетом факторов и ограничений как внешнего, так и внутренней среды, направленный на завоевание сильных долгосрочных конкурентных позиций.
Последние исследования в области концепции стратегии свидетельствуют о появлении интереса к ней в Украину [1]. Однако, по нашему мнению, к основным положениям, которым должна соответствовать стратегия повышения конкурентоспособности, относятся:
1. Для того, чтобы руководство смогло правильно разработать свои стратегические планы, в разработке стратегии на своем уровне должны участвовать все сотрудники организации.
2. Процесс формирования стратегии предполагает наличие системы стратегического управления, символизирует взаимосвязанный комплекс действий, на основе планов, разработанных руководством.
3. Поскольку фирма должна реализовывать свой потенциал лучше конкурентов, то на основе теории потенциалов Б. Райана [7] стратегия должна составлять собой систему, в которой доминируют базовая, скрытая, убыточная или «перекрестная» стратегии в соответствии с названиями одноименных потенциалов.
4. Учет оценки потенциала предприятия и его внешней среды предусматривает создание системы показателей, которые бы учитывали не только конечные результаты — отстающие индикаторы, но и давали возможность постоянно проводить мониторинг конкурентоспособности фирмы — опережающие индикаторы.
5. Стратегия должна быть гибкой, изменяясь в зависимости от появления новых факторов влияния, что позволит перейти на качественно новый уровень и реализовать имеющийся потенциал организации.
6. Разработанная стратегия должна быть донесена до работников всех уровней для ее должного понимания и дальнейшего выполнения, иначе потенциал организации останется нереализованным.
Итак, на основе этих положений можно проанализировать существующие стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и сделать вывод об их пригодности к практическому применению.
Рассмотрим и проанализируем несколько подходов к разработке стратегии:
 — модель АДЛ;
 — стратегическая модель Портера;
 — стратегии наступления и обороны.
Консультационная группа «Артур Д. Литлл» в начале 70-х годов предложила свою модель портфельного анализа (рис. 1). Суть этого подхода в том, что стратегии фирмы формируются на основе сопоставления рыночной конкурентной позиции фирмы и жизненного цикла ее товаров [5].
стадии жизненного цикла товаров
Внедрение Рост Зрелость Спад
Конкурент-на позиция Доминирующая
Сильная
Благоприятная
Удовлетворительное
Неудовлетворительная
Рис .1. Матрица АДЛ: стратегический аспект
А. Д. Литтл выделяет пять возможных разновидностей конкурентных позиций фирмы на рынке: лидирующую, сильную, благоприятную, удовлетворительную и слабую.
Лидирующая, или доминирующая рыночная позиция означает сильные конкурентные позиции фирмы, ее большие возможности по выбору стратегических направлений развития и способность влиять на рыночную деятельность других фирм.
Сильная позиция означает способность фирмы формировать независимую стратегию без ухудшения своих конкурентных позиций, но предполагает необходимость учета конкурентных действий фирмы-лидера.
Благоприятная позиция предполагает, что фирма занимает рыночные позиции, выше среднего уровня, и имеет возможности для их улучшения.
Удовлетворительное позиция предполагает, что фирма имеет благоприятные возможности для продолжения своей деятельности на целевом рынке, но ее возможности по поддержанию и улучшению своих рыночных конкурентных позиций находятся на уровне ниже среднего, и поэтому фирма-лидер при желании может разрушить ее позиции.
Неудовлетворительная позиция характеризует слабый рыночный состояние фирмы, наличие конкурентной уязвимости и отсутствие у фирмы возможностей по улучшению существующего положения.
соответствии с этими рыночных позиций А. Д. Литтл предлагает соответствующие конкурентные стратегии:
 — стратегия лидера;
 — стратегия фирм с сильной позицией;
 — стратегия фирм, которые занимают благоприятную позицию;
 — стратегия фирм, которые занимают удовлетворительную позицию;
 — стратегия фирм, которые занимают неудовлетворительную позицию.
Специфика модели АДЛ том, что матрица разработана для использования и на общекорпоративном уровне, и на уровне стратегических хозяйственных подразделений фирмы.
К достоинствам модели АДЛ можно отнести учета динамики и разнообразия конкурентных структур: в данном подходе больше внимания уделяется качественным оценкам; учитывается действие многих факторов и различные конкурентные