Тнк и национальные государства роль и место в современной международной системе часть 2

Реферат на тему:
ТНК и национальные государства: роль и место в современной международной системе
транснациональные корпорации принадлежит решающая роль в глобализации мирового экономики; о размахе их деятельности свидетельствует наличие в их распоряжении средств, часто превышают размер национального дохода национальных государств. На ТНК приходится основная часть прямых иностранных инвестиций, они контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли. На предприятиях ТНК ежегодно производится продукции на сумму, превышающую 6 трлн. дол .; на них работают около 73 млн. сотрудников, то есть каждый десятый занятый в мире, кроме сельского хозяйства. 500 самых мощных ТНК реализуют 80% всей произведенной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.
В современных условиях операции ТНК становятся все более глобальными и при приобретении факторов производства, товаров и рынков ориентируются на мировые масштабы. Размещение за рубежом значительной части производства и многочисленных филиалов, интегрированных в единую сеть выработки товаров и услуг, позволяет транснациональным корпорациям использовать ресурсы и конкурентные преимущества многих стран. Это обусловлено тем, что глобальной экономике свойственно функционирования ее субъектов, основанное на приоритете инвестиционных связей на уровне международных отношений. Развитие глобализационных процессов уменьшает помехи на пути трансграничного перемещения товаров, капитала и услуг, способствует унификации регулирования, облегчает доступ на зарубежные рынки, обеспечивает стандартизацию требований по перемещению капитала и платежно-расчетных операций.
Озеро Рица
Действие этих факторов способствует интенсификации инвестиционных и финансовых потоков.
Деятельность ТНК обеспечивает перелив капитала, где есть его избыток, в страны, где есть его недостаток, что обеспечивает удовлетворение интересов как стран базирования ТНК, так и принимающих стран. Но, с другой стороны, транснациональный капитал довольно часто может действовать вопреки национальной безопасности стран, розрушаты государственность стран, влияя негативно на политическую и экономическую ситуацию в них. Создавая конкуренцию национальным государствам, ТНК могут оказать негативное влияние на развитие национального бизнеса, вызывает противодействие со стороны национальных экономик.
Выступая в качестве обладателей мощных ресурсов (прямые инвестиции ТНК в принимающие страны составляют около 200 млрд долл.), ТНК применяют различные способы давления на государственные правительства с целью уменьшения вероятности инвестиционного риска.
Неоднозначны и взаимоотношения ТНК с правительствами стран, где они базируются, хотя бесспорным является признание больших возможностей ТНК и их существенную роль в вложения капитала в национальную экономику.
Осуществляя анализ взаимоотношений ТНК и национальных государств, необходимо акцентировать внимание на следующих основных моментах:
деятельность ТНК расценивается правительствами принимающих стран с двух позиций: от нее могут быть и выгоды, и потери; особенно это касается политических потерь с точки зрения угрозы национальному суверенитету;
учитывая, что могущество ТНК на современном этапе достигла уровня, можно сопоставить с могуществом многих государств, регулирования деятельности ТНК для национальных правительств является не только проблематичным, а и часто даже опасным;
в случае стран с недостаточно развитой или переходной экономикой согласования интересов государства с интересами ТНК, основанное на выработке взаимовыгодного экономической политики, имеет гораздо больше преимуществ, чем политика открытого противостояния;
экспорт ТНК любой продукции в принимающую страну обеспечивает положительное влияние на ее национальный доход, исходя из того, что все формы протекционизма в большинстве случаев приносят национальной экономике больше вреда, чем пользы; очевидно, что потери национального потребителя в результате ограничения выбора и использования продукции проигрывает с точки зрения качества, не могут быть компенсированы за счет улучшения платежного баланса и поддержки национального производителя;
ТНК, осуществляя широкое привлечение иностранного капитала, обеспечивают уменьшение безработицы в принимающей стране; кроме этого, движение прямых иностранных инвестиций способствует перемещению крупных производственных ресурсов, что положительно влияет на рост мирового производства;
хотя ТНК в процессе инвестиционной экспансии могут вызвать неустойчивость национальных инвестиционных процессов, конкретный результат зависит от того, какое предприятие компания собирается создать или приобрести на рынке принимающей страны: ориентированное на рынок, сырье и на рабочую силу;
крайне осторожным должно быть отношение национального правительства к попыткам приобретения ТНК предприятий принимающей страны; как показывает опыт развитых стран, повышение уровня эффективности деятельности предприятий в таких случаях остается только в качестве желаемого, на деле иностранный инвестор использует предприятие прежде всего эффективно с точки зрения только своих интересов;
использования ТНК в качестве формы перевода капиталов трансфертных цен является одной из важных проблем принимающих стран, обусловленных тем, что такого рода цены устанавливаются собственно самими ТНК в процессе осуществления операций между дочерними компаниями и филиалами, принадлежащих корпорациям.
Учитывая вышеизложенные признаки отношение ТНК с национальными государствами, целесообразно осуществление сравнения роли и места государства и ТНК в современной международной системе. Одним из существенных является сравнение экономических показателей государств и ТНК.
Анализ основных показателей государств и ТНК (соответственно уровень ВВП и объема продаж) свидетельствует о том, что ни одна из существующих ТНК не может конкурировать со странами-лидерами, к которым относится США, Япония, Германия. В то же время ТНК опережают такие государства как Финляндия, Ирландия, Дания. Ведущие позиции занимают ТНК по сравнению с государствами по уровню эффективности труда. Хотя лидирования по показателям абсолютной занятости принадлежит государствам, противоположная картина наблюдается с показателем эффективности труда. Такая ситуация обусловлена ​​расхождением целей государств и ТНК государства стремятся к обеспечению соответствующего жизненного уровня всего населения, вызывает необходимость развития всех сфер экономической жизни, даже в случае их недостаточной эффективности. ТНК же, исходя из основной цели — наращивание доходности — концентрируют свою деятельность на наиболее выгодных для них направлениях. Лидерство по показателю эффективности труда относятся японским торговым компаниям, после которых следуют компании производственного направления и компании высоких технологий (хай-тек). Представляет интерес оценка финансовой устойчивости государств и ТНК. Стоимость имущества и финансовых фондов ведущих ТНК выше, чем золотовалютные резервы государств; исключением являются США, Германия, Китай, Япония, Сянган. Но, в отличие от государств, обладающих золотыми запасами, ТНК это, в основном, валютные резервы, недвижимость, ценные бумаги, стоимость которых нестабильна. Поэтому по уровню финансовой устойчивости государства имеют четкие приоритеты.
Что касается соотношения государств и ТНКв такой важной сфере как производство технологий, то, по нашему мнению, решающая роль продуцента инноваций и технологий на мировом рынке технологий остается за национальными инновационными системами. Хотя это утверждение не соответствует общепринятому подхода к глобализации в научно-технической сфере, именно государственные системы является наиболее весомым центром роста технологической инновационной активности. Научные исследования и разработки связаны с чрезвычайно весомыми финансовыми затратами и наличием высококвалифицированных специалистов. Даже те ТНК, которые ими владеют, не способны осуществлять комплексные научные разработки и исследования по всем направлениям фундаментальных и прикладных исследований, акцентируя внимание на внедрении новых технологий не в одной, а во всех производственных отраслях. Кроме этого, с правовой точки зрения ТНК подчиненной единицей по отношению к государству, законы которой регулируют их деятельность; поэтому национальные правительства обладают большими возможностями для создания соответствующих условий в сфере научно-технической деятельности.
Выводы. ТНК превратились в главную силу рыночного производства и международного разделения труда, в доминирующий фактор мировой экономики и международных экономических отношений. Их способность гибко приспосабливать механизм инвестиционной деятельности, организационные методы и средства к изменениям, которые происходят в национальной и мировой экономике, превратили их в глобальные хозяйствующие структуры, рассматривают мировое хозяйство как сферу применения своего капитала. В правовых аспектах ТНК уступают государствам, но, учитывая тенденции сращивания политики и бизнеса, возможность лоббирования интересов и влияния на политические решения, ТНК трансформируются в весомые субъекты международных отношений, интересы которых будут формировать геополитическую структуру мира в будущем.
Список литературы:
1. Американские ТНК за рубежом: стратегия, направления, формы / Р. Зименков, Е. Романова // Мир. эк. и межд. отношения -2004 -№8- с. 45-53
2. Влияние транснациональных корпораций на структурные сдвиги в странах с переходной экономикой: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.05.01 / К. В. Панченко; Киев. нац. ун-т им. Т. Шевченко. — М., 2004. — 20 с.
3. 3.Управление потоками капиталов в современной бизнес-модели функционирования транснациональных корпораций: Моногр. / Л. В. Руденко. — М .: Кондор, 2004. — 478 с.
4. Формы организации бизнеса транснациональных корпораций в Украине / Г. А. Сталинская // Пробл. науки. — 2004. — N 9. — С. 43-47.