Экономический механизм повышения эффективности жилищно-коммунальной реформы часть 1

%
Квартирная плата 177,581 152,5739 85,9
Водоснабжение 87,1705 68,7404 78,9
Водоотведение 22,7395 18,6064 81,9
Подогрев воды 39,2484 33,6872 85,8
Отопление 301,8921 236,3219 78,3 < br /> Газоснабжение 175,0396 188,7235 107,8
Вывоз мусора 3,4883 3,3333 95,6
Всего 807,1594 701,9866 87,0
Анализ приведенных данных показал , что оплата населением жилищно-коммунальных услуг по подотраслям колеблется. Так, потребители не только вполне расплатились с предприятиями газоснабжения, но и частично погасили задолженность за 2002 год — 107%, в то время как наиболее сложное положение у предприятий коммунальной теплоэнергетики, где уровень оплаты составил 78,3%.
В сложившейся ситуации предприятия теплоснабжения продолжают действовать привычными методами, то есть поднимать тарифную стоимость на услуги. Так, в октябре 2003 года с началом отопительного сезона коммунальное предприятие «Макеевкатеплосеть» подняло тариф на отопление 1 кв. м общей площади на 40% (с 0,75 до 1,05 грн), что сразу же привело к снижению уровня оплаты этих услуг на 50%.
Модель функционирования предприятий теплоснабжения далеко несовершенна. Тепло — специфический «товар», который нельзя хранить, оно потребляется в момент производства. Причем чем короче «жизненный цикл», тем эффективнее производство. Предложение на рынке тепла осуществляют реальные монополисты — предприятия коммунальной энергетики. Предприятие с помощью цены (тариф) и качества услуги ставит потребителя в тупик, но поскольку у товара "тепло» нет заменителей, то спрос на него имеет преимущественно нелинейный характер, то есть при низких тарифах на тепло наблюдается его нерациональное потребление. С другой стороны, существуют жизненно важные потребности в тепле, которые нелегко снизить даже при высоких тарифах. Поэтому, говоря об эластичности спроса, мы считаем, что необходимо ввести коэффициент соотношения «оплата услуг — цена», что позволит потребителю отождествить количество потребленной услуги с возможностью ее оплаты.
Для предприятий-производителей тепла также характерна полная зависимость от своих «поставщиков» — предприятий-монополистов, которые обеспечивают газоснабжение, водоснабжение и электроснабжение.
Экономическое положение этих предприятий в современных условиях не дает возможности осуществлять анализ и планирование мероприятий, направленных на снижение энергопотребления жилым фондом. Тем более что все-таки окончательное решение по потреблению энергии должен принимать конкретный потребитель.
Органы местного управления в своей деятельности должны представлять интересы как жилищно-эксплуатационных предприятий, так и населения. Реализация социально ориентированных проектов, направленных на улучшение качества жилищных условий жителей города, является основной целью деятельности органов местного самоуправления. Тем более что в связи с упорядочением ценообразования в отрасли и предотвращением необоснованного завышения тарифов правительством внесен в Верховную Раду проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 9 Закона Украины» О ценах и ценообразовании ", которым предусматривается обязательное возмещение из местных бюджетов расходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в случае, если утвержденные тарифы будут ниже, чем себестоимость производства услуг. Поэтому органы местного самоуправления должны стать не только координатором выполнения программ снижения затрат на энергоресурсы, но и активным участником процесса энергосбережения. Очевидно, что интерес к анализу резервов и потерь энергоресурсов должны проявлять все, кто участвует в эксплуатации жилого фонда — при прочих равных для этого возможностях.
Выводы. На основании проведенного исследования установлено:
 — систематическое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги приводит к обострению отношений между потребителями и производителями услуг, снижает уровень возмещения затрат населением, нарушает необходимое равновесие экономических интересов, способных стимулировать качество и эффективность жилищно-коммунальных услуг ;
 — несоответствие общественно-необходимого объема жилищно-коммунальных услуг уровню платежеспособного спроса населения свидетельствует о том, что в жилищно-коммунальной сфере остро стоит проблема разработки экономического механизма перехода к рыночным формам регулирования хозяйственных отношений между производителями и потребителями электроэнергии;
 — энергосбережение выступает важнейшим условием обоснования эффективного ценообразования на рынке жилищно-коммунальных услуг с учетом динамического изменения потребностей населения в энергоресурсах, растущего объема, действующей структуры и высокого качества.
Для решения сложившейся ситуации необходимо начать исследования экономической мотивации производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг с разработкой реформы, способной активно стимулировать внедрение энергосберегающих технологий при эксплуатации жилого фонда города.
Литература:
1. ЯКЕЛЬ Р. Испытание холодом // Зеркало недели. — 2002. — №18. — С.18.
2. Батареи просят огня // реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002 — 2005 годы и на период до 2010 года // Городское хозяйство Украины. — 2002. — № 1. — С.20 — 28.
4. Постановление Кабинета Министров Украины «О программе поэтапного оснащения имеющегося жилого фондузасобамы учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии на 1996 — 2002 годы» (№ 947 от 27 ноября 1995) // Правительственный курьер. — 1996. — №1-2. — С 8
5. Онищук Г. Основные путях обеспечения населения жильем и улучшение качественного состава жилищного фонда Украины // Восток. — 2001. — № 1 (38). — С.28 — 31.
6. Онищук Г. Жилищно-коммунальная реформа — основа социально-экономического развития населенных пунктов // Восток. — 2001. — № 5 (42). — С.28 — 32.
7. Онищук Г. Совершенствование системы управления городским хозяйством // Восток. — 2001. — № 6 (43). — С.15 — 21.
8. Семенов Г., Таран И. Особенности энергетического кризиса в Украине и пути его преодоления // Восток. — 1999. — № 4 (28). — С.20 — 27.
9. Ций Н. Организация системы ресурсосбережения в условиях рыночных преобразований // Восток. — 2003. — № 1 (51). — С.32 — 34.
10. Указ Президента Украины «Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (№ 1351/99 от 19 октября 1999) // Официальный вестник Украины. — 1999. — №42. — Ст. 2089.
11. Закон Украины «О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, потребленные газ и электроэнергию» // Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 22. — С.170.
12. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» // Ведомости Верховной Рады Украины. — 1997. — № 24. — С.270.
13. Постановление КМУ «О совершенствовании системы государственного регулирования размера квартирной платы и платы за содержание домов и придомовых территорий» (№939 от 22 июня 1998) // Официальный вестник Украины. — 1998. — №25. — Ст. 925.
14. Приказ Госжилкоммунхоза Украины «Инструкция по планированию, учету и калькуляции себестоимости работ (услуг) на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства» (№24 от 31 марта 1997) // Официальный вестник Украины. — 1997. — №21. — Ст. 725.
15. Приказ Государственного Комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «Порядок формирования тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения» (№ 139вид 27.06.2001) // Официальный вестник Украины. — 2001. — №28. — Ст. 1290.
16. Приказ Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «Порядок определения нормативных затрат жилищно-эксплуатационных организаций, связанных с содержанием домов и придомовых территорий» (№ 214 от 03.09.1999) // Официальный вестник Украины. — 2000. — №2. — Ст. 58.
17. Экспресс-доклад. Оплата населением области жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии в 2002/ Донецкое областное управление статистики. — Донецк, 2003. — С. 1-4.