Экономический анализ регулирования внешнеэкономической деятельности апк в украине часть 3

Реферат на тему:
Экономический анализ регулирования внешнеэкономической деятельности АПК в Украине
Еще в древние времена Киевской Руси (V-XII вв.) в государстве четко определились объекты налогообложения (земля, дом, ввоз и вывоз товаров). Все это было, становились налогоплательщиками независимо от размера доходов, которые они получали.
Даже краткий экскурс в прошлое свидетельствует, что налогоплательщики были во все исторические периоды существования человечества. А если плательщик, то возникает необходимость его учета, но до этого человечество дошло не сразу.
В условиях, когда от денежного пополнения бюджета зависит выполнение целого ряда экономических и социальных программ, важное значение имеет обоснованная налоговая политика. Но понятно, что налоговая система в Украине находится на стадии формирования и нуждается в усовершенствовании.
Американский ученый Лаффер доказал, что повышение налоговых ставок до определенного уровня соответствует увеличению денежных поступлений в бюджет, а за пределами этого уровня идет обратный процесс, то есть сокращение поступлений.
Учитывая не только масштабность мировой экономики (общий мировой экспорт товаров и услуг в 1998 году составил 5270 млрд. долл. США), но и международный объем торговли сельскохозяйственными товарами (доля только экспортируемой аграрной продукции составляет 10,5%, с которой продукция пищевой промышленности — 443100000000. Долл. США, сельскохозяйственное сырье — 109600000000. Долл. США), развитие внешнеэкономических отношений в аграрной сфере приобрел чрезвычайно актуальное значение как с точки зрения общемировой продовольственной безопасности, так и осуществления международной торговли в целом. Поэтому среди всей совокупности фундаментальных и прикладных вопросов обработки социально-экономической модели развития агропромышленного комплекса Украины безотлагательного решения требует задача формирования механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении аграрной экономики как одной из малоисследованных и недостаточно освещенных в специальной профессиональной литературе проблем.
Особую актуальность в последние годы приобрела также проблема определения перспективных направлений развития внешнеэкономической деятельности с целью увеличения производства и экспорта конкурентоспособных видов аграрной продукции. К тому же государственные механизмы управления отраслью в предыдущие годы не были совершенными по регулированию импорта и экспорта, в значительной мере влияло на воспроизводство производственного потенциала и финансово-экономическое состояние предприятий АПК. Поэтому поиск научно обоснованных факторов роста эффективности производства конкурентоспособной отечественной сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственной безопасности государства обусловливают и необходимость разработки финансово-экономических механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности в АПК, а также углубления научно-исследовательских работ по этой проблеме.
Актуальность темы подтверждается и тем обстоятельством, что научные достижения отечественных ученых-экономистов по внешнеэкономической деятельности АПК не всегда адекватно отвечают современным реалиям мировой экономики. В последнее время появились новые политические и экономические факторы и тенденции развития международной торговли, основанные на стратегическом партнерстве Украины. Вот почему с теоретической и методологической точки зрения важно своевременно и адекватно отреагировать на довольно быстрые изменения государственных приоритетов в развитии внешнеэкономической деятельности.
Однако наименее исследованной и маловисвитленою остается проблема формирования финансово-экономического механизма государственного регулирования и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности АПК с учетом требований рыночной экономики, необходимости развития предпринимательства в аграрной сфере, обеспечение продовольственной безопасности государства, а также создание механизма детенизации внешнеэкономической деятельности.
Украина начала активно формировать собственную систему внешнеэкономической деятельности и механизм ее государственного регулирования, в том числе и в АПК, с обретением государственной независимости, поскольку содействия развитию рациональных внешнеэкономических связей является одним из главных задач всех развитых государств.
соответствии с новыми условиями развития мирового рынка, связанного с глобализацией, регионализацией и диверсификацией, обобщающими макроэкономическими принципами развития внешнеэкономической деятельности является учет растущего диспаритета между экономиками развитых стран и развивающихся стран, выравнивания экономического положения государств, которые становятся членами мощных экономических группировок, формирование международной стоимости на основе цен мировых рынков, необходимость участия в международном разделении труда и тому подобное.
Одной из определяющих составляющих учетно-экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенно-тарифное регулирование. Согласно принципам ГАТТ / ВТО, регулирование внешней торговли в Украине за таможенно-тарифную политику направляется на защиту внутреннего рынка, стимулирование экспорта отечественной продукции и обеспечения эффективности производства. При этом она должна совмещать функции как наполнение бюджета, так и создание равных условий для конкуренции отечественных и иностранных производителей и их товаров.
Таким образом, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в АПК охватывает определенную взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на деятельность отечественных и иностранных субъектов предпринимательства, определяющими из которых являются учетно-экономические. Исследование эволюции механизма государственного воздействия на развитие экспортно-импортных операций свидетельствует, что Украина в своем законотворческом процессе за короткое время прошла диалектический период (от оптимистического романтизма к прагматичному реализма) и на сегодня реализует взвешенную либеральную политику по регулированию внешнеэкономической деятельности.
Одним из важных задач на современном этапе является интеграция отечественного АПК в мировое рыночное среду. Предпосылкой этого процесса, наряду с другими факторами, является расширение участия Украины в мировой торговле. Что касается тенденции дальнейшего развития мирового рынка продовольствия, то проявляется она в первую очередь в растущей конкуренции на мировых рынках сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, уже являются интегрированными через интересы определенных политических и экономических блоков стран. Подтверждением изложенного является сформированный на принципах защиты интересов производителей и потребителей аграрный рынок стран ЕС. Так, середньономинальне импортная пошлина в странах ЕС составляет 51,4% для стран-членов ВТО и 67,2% для остальных стран, а средневзвешенная ставка ввозной пошлины почти вдвое выше.
Объектом государственного регулирования импорта по АПК Украины есть две группы товаров: импортные товары, предназначенные для использования в процессе аграрного производства (техника, сельскохозяйственные машины, светлые нефтепродукты, пестициды, удобрения, семена и т. д.); импортная продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности. Указанные группы товаривдостатньо отличаются как значению и месту на внутреннем рынке, так и возможными