Альтернативы стратегии роста предпринимательской деятельности часть 4

минимальных (часто — отсутствует) доходов. Поэтому необходимо внимательное отношение к решению финансовых проблем.
o Стадия и стратегия проникновения. К определяющим и характерных их свойств относятся: 1) дальнейшее проникновение фирмы на товарный рынок, нахождение новых сбытовых ниш; 2) относительно пропорциональный рост объема продаж и прибыли (доходов); 3) появление певнихконкурентних преимуществ в отдельных направлениях деятельности. Стратегия проникновения обычно предусматривает: более глубокую диффузию в рыночные ниши, увеличение темпов роста объема продаж, приобретение (покупку) других предпринимательских структур; активизацию реализации долгосрочных программ с целью модернизации технико-технологической базы компании и укрепления финансового ее состояния.
o Стадия и стратегия ускоренного роста сопровождается быстрым увеличением объема продаж и доходов. Причем имеет место положительная тенденция, которая заключается в том, что рост доходов по своим темпам опережает динамику объема продаж. Вместе с тем наблюдается и негативная тенденция — необходимость вложения крупных финансовых ресурсов в техническое развитие производства и послепродажный сервис. Целью этой разновидности стратегии роста является максимально возможное использование внутрифирменных возможностей. Поэтому фирме выгодно стратегию ускоренного роста поддерживать как можно дольше.
o Стадия и стратегия переходного периода. Переходной стадии присущи следующие черты: уменьшаются темпы роста объемов продаж и общей величины прибыли; на завершающей стадии этого периода может наступить ситуация, которая заставляет фирму переориентироваться на другую базовую стратегию (стабилизации или выживания). Целью стратегии переходного периода является перегруппировка ресурсов и направлений деятельности фирмы для сокращения периода сложившейся ситуации. Применение этой стратегии является оправданным для начала предпринимательства, возможности удержания на рынке и укрепления своих позиций на нем, если растет спрос на продукцию.
4. Стратегические альтернативы цикла роста
Практика хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о наличии определенного ряда стратегических альтернатив деятельности предпринимательских структур (предприятий, организаций). Стратегию развития фирмы рассмотрим на примере возможных альтернатив стратегии роста.
Интенсификация рынка направляет усилия предприятия на закрепление своих позиций на рынке. При этом ведущим функциональным направлением деятельности фирмы становится стратегия маркетинга. Интенсификация рынка может осуществляться в форме защиты или экспансии фирмы.
Вид защиты фирмы по малоблагоприятный в настоящее время рыночной конъюнктуры отражает определенный способ проникновения на рынок за счет модификации и изменения номенклатуры производимого товара с использованием методов ценовой и неценовой конкуренции.
Форма экспансии фирмы реализуется проникновением на соответствующий рынок новых товаров при базовой его структуре с применением модифицированной системы распределения и продвижения продукции на продажу.
Интенсификация рынке реально может проводиться с помощью трех основных методов: 1) проникновение на рынок; 2) развития рынка; 3) географической (территориальной) экспансии.
1. Метод проникновения на рынок означает агрессивный рыночная мера для значительного увеличения объема продаж определенного товара. Он включает стимулирование продажи товара с помощью рекламы; активизацию сбыта продукции, персональной продажи определенной группы товара; расширение форм стимулирования покупателей с целью увеличения объемов потребления того или иного товара; совмещение модификации и обновления произведенных для продажи изделий.
2. Метод развития рынка осуществляется при активном маркетинга продукта с одновременным вхождением компании в новые сегменты рынка. Он может быть реализован при следующих обстоятельствах:
o продукт, вырабатываемый, проникает в другие сегменты рынка за счет более высокого качества по сравнению с товарами конкурентов;
o новый товар продвигается на рынок фирмой благодаря вытеснению с определенного его сегмента других конкурентов;
o фирма и один из конкурентов объединяются с целью организации совместного производства товара более высокого качества.
3. Географическая (территориальная) экспансия связана с интенсивным выходом компании на новые географические рынки сбыта собственных товаров. Осуществление такой торговой политики становится возможным за счет:
"увеличение возможностей продажи товара с помощью новых торговых посредников;
" интенсификации продажи товара фирмы открытием ее новых представительств в других регионах страны;
"осуществление определенной части производственной деятельности в соответствии с соглашением, заключенным с производственными подразделениями (комплексами) других фирм.
Диверсификация производства связана с проникновением капитала определенной фирмы в области, которые прямо не касаются основной сферы ее деятельности. Предпосылками, которые способствуют диверсификационная процессам, мажут быть:
o получения лучших конкурентных возможностей для достижения большей стабильности развития собственной фирмы;
o использование новых возможностей для получения большей прибыли за счет более эффективного расходования собственных ресурсов;
o достижения эффективного использования финансовых ресурсов, если доход превышает плановые расходы на развитие традиционных сфер деятельности;
o желание обеспечить ускоренный рост производства и прибыли, трудно осуществить только за счет внутренних ресурсов.
Принято выделять вертикальную, горизонтальную и конгломерантну (побочное) диверсификацию производства или другой сферы деятельности.
Вертикальная диверсификация означает приобретение фирмой права контроля за деятельностью поставщиков, потребителей и торговых организаций. Ее преимущество заключается в возможности осуществлять контрольные функции на всех этапах производства — от сырья и материалов до готового изделия и его реализации.
Горизонтальная диверсификация предполагает развитие фирмы за счет освоения новой производственной системы «продукт — рынок» в своей области. Примером такой диверсификации может быть выпуск предприятиями оборонного комплекса, например, бытовой радиоэлектронной техники и тому подобное.
Конгломерантна (побочное) диверсификация характеризует процессы приобретения и поглощения мощной по возможностям и ресурсами фирмой принципиально новых производств (малых инновационных структур и т. д.), обеспечивает быстрый экономический рост и получение сверхвысокого прибыли. Как видим, важными основными элементами этого направления диверсификации выступают процессы приобретения и поглощения. Приобретение — это покупка фирмой другого предприятия или его определенных имущественных комплексов (наукоемких или других прогрессивных производств). При поглощении