Научные основы инновационной модели образовательной системы государства и региона часть 2

Реферат на тему:
Научные основы инновационной модели образовательной системы государства и региона
Социально-экономические реформы в Украине направлены на восстановление объективных механизмов саморегуляции общества — правовых, экономических, социально-психологических, культурологических и др. Системный характер трансформационных процессов закономерно требует системного подхода к решению существующих и будущих проблем образования.
Такой подход, в свою очередь, требует не только осознания структурной полноты социально-экономического комплекса, в который входит образование, но и учета приоритетности и последовательности его составляющих в стратегическом и локальном измерениях. Это касается интегральной по своей сути проблематики «государство — экономика — образование — управление», что имеет решающее значение для успешной модернизации образования.
Совершенствование управления образовательной отраслью является сегодня едва ли не единственным реальным резервом современного украинского образования, которая, не требуя значительных материальных вложений, способна радикально улучшить ситуацию в этой области путем оптимизации деятельности всех ее подсистем и компонентов.
Несмотря на значительное количество публикаций по отдельным вопросам управления обучением и его менеджмента в современных условиях и ряд крупных обобщающих работ в этой области (В. Бондарь, И. Зязун, В. Кремень, В. Луговой, П. Симонов, Н . Протасова и др.), проблемы создания экономических условий для качественного обучения и повышения результативности образования в целом и управления формированием учебной среды в учебной группе относятся к числу наименее разработанных в государственно-управленческой науке и в украинской педагогике.
Цель статьи. Исследовать эволюцию и новое содержание объекта управления — образовательной системы страны и региона с учетом объективных тенденций ее развития.
Образование, как и любой бизнес, состоит из двух частей: субъекта управления и объекта управления, или бизнес-процессов верхнего и нижнего уровня. Деятельность субъекта управления — министерства образования или управления образования облгосадминистрации — будет тем успешнее, чем адекватнее он осознает происходящие в объекте управления, чем адекватно управляет этими изменениями.
Какой же изменения объекта управления — образовательного комплекса страны — требуют совершенствования государственного управления этой стратегической отраслью национального хозяйства?
Социально-экономическая природа образовательного комплекса во многом определяется спецификой знаний как ресурса (а в рыночных условиях и как товара). Преобразование информации в знания, ее качественная обработка и переработка происходят в процессе научных исследований и образовательного процесса. Как правило, указанные преобразования осуществляются в структурных подразделениях (системах) образовательного комплекса (в первую очередь в школьных классах, студенческих группах, учебных группах слушателей, курсантов и т. п.). Продавая образовательную услугу, суть которой заключается в передаче знаний новым индивидуумам, образовательное учреждение имеет возможность неограниченное число раз осуществлять этот акт купли-продажи. Ограничения заключаются лишь в количестве потенциальных потребителей, но не в самом объеме знаний, то есть продукт деятельности образовательного комплекса практически безграничен.
На рынке образовательных услуг в последние годы появилось немало учебных и консультационных центров. Многие из них не соответствуют требованиям предпринимательских структур, а учебные программы не соответствуют аккредитационным требованиям. Социологические опросы среди предпринимателей свидетельствуют, что более 40% из них сетуют на качество подготовки специалистов для сферы предпринимательства в государственных учебных заведениях. Рынок образовательных услуг по бизнес-образования остается без внимания государства.
Важность поддержки негосударственных учебных центров определяется тем, что они стали очень заметным явлением в системе образования и реализует право граждан на свободу выбора учебного заведения и образовательных программ. Меняется мотивация кадров, все большее количество слушателей учится, исходя из своих жизненных потребностей. Это характерно для безработных. Негативный фактор — отсутствие у предприятий, деловых структур средств на переподготовку кадров, сокращение образовательной мобильности.
Недостатки в современном образовании, в первую очередь в обучении, имеют первопричину — отсутствие современной теории управления обучением (теории управления «увеличением знаний»). Механизмы саморазвития и рыночного регулирования образовательной деятельности, процессы демократизации и гуманизации образования затрудняют отраслевое управление ею, потому что здесь преобладает доля государственной собственности и реализуется конституционное право граждан на получение образования. В сферу образования сегодня вовлечены огромные человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы.
Но инвестиционную привлекательность образовательного комплекса в рыночной экономике определяют не столько количественные изменения в нем, сколько качественные. Система образования может эффективно функционировать, когда улучшаются качественные показатели работы и прежде всего повышается качество образования и обучения.
соответствии с изменениями, которые происходят в Украине, в регионах возобновляется структура и содержание образования. Меняются ее роль и социальные функции — они все больше перемещаются по обслуживанию интересов государства на удовлетворение потребностей личности, социальных групп, общества.
Изменение роли государства в организации, планировании, контроле образовательной деятельности, появление большого количества негосударственных образовательных учреждений, а также ориентирование государственных учебных заведений на рынок стимулируют потребности в развитии сети организаций, которые могли бы оказывать на общедоступной, в том числе платной, основе образовательные услуги. Появляется качественно новый сегмент в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивает регионы Украины образовательными услугами в бизнес-образовании.
Еще одна особенность знаний также тесно связана с образовательным комплексом, точнее, с педагогическим трудом, выступает основным способом передачи знаний в образовательных учреждениях индустриального общества. Особенность педагогического процесса заключается в том, что его результат зависит не только от педагога, но и от ученика, от работы ученика, от учебной работы (которая, по мнению ЮНЕСКО, должна будет в перспективе оплачиваться, как и любые другие виды труда) . Между затратами знаний «на входе» педагогического процесса и объемом знаний «на выходе» нет однозначного экономического соответствия. Отношения с учащимися, должны базироваться на других принципах, потому что они являются субъектами образовательного процесса [1]. В образовательном комплексе осуществляется расширенное воспроизводство знаний. Кроме того, в научных его структурах производятся большая часть нового объема знаний и значительная часть новых фундаментальных знаний, выступающие основой дальнейших прикладных исследований и создания новых технологий.
Поэтому традиционное определение системы образования как сети (то есть совокупности) образовательных учреждений уже устарело и не отражает существенных изменений, происходящих в ней.
В условиях информационного постиндустриального общества и повышения роли знаний различные системы освитикраины следует рассматривать как единственный полифункциональный образовательный комплекс, выполняющий целый ряд важнейших функций: обеспечение различных отраслей экономики квалифицированными кадрами, создание новых технологий, проведения научных исследований [2, 4].
Образовательная деятельность пронизывает все современное общество и тесно связана с