Экономическая безопасность понятие и его значение часть 2

и тому подобное.
Конкретные средства и пути обеспечения национальной безопасности Украины обусловливаются приоритетностью национальных интересов, необходимостью своевременного принятия мер, адекватных характеру и масштабам угроз этим интересам, и основываются на принципах правового демократического государства.
В связи с этим, рассматривая те или иные стороны национальной безопасности, особое внимание следует обратить именно на ее экономические аспекты. Ведь реализация любых интересов государства возможна только в случае соответствующего развития экономики страны. Именно такой угол зрения на указанную проблему должен определять повседневную деятельность государственных органов. На сегодня интересы многих стран в сфере экономики являются ключевыми. Это также обусловливают и:
 — разнообразие и противоречивость национальных экономических интересов разных стран, несмотря на развитие интеграционных процессов;
 — ограниченность природных ресурсов, разный уровень обеспечения ими отдельных стран создает необходимость борьбы за эти ресурсы;
 — существующая и растущая конкуренция за потребителя товаров и услуг.
Эти и другие факторы обуславливают естественную ситуацию, когда одна страна реагирует на рост экономических показателей другой как на угрозу своим национальным интересам.
Обеспечение экономической безопасности одинаково является задачей законодательной и исполнительной властей. Данные проблемы во многом касаются экономики на микроэкономическом уровне, все больше становясь актуальными для предприятий государственного и частного секторов.
Именно поэтому экономической безопасности в системе национальной безопасности должно принадлежать ведущее место. Ведь экономическая безопасность является как бы фундаментом, базисной основой, на которой основываются другие виды опасностей в любых сферах.
Экономическая безопасность предусматривает поддержку экономики на уровне развития, который обеспечивает нормальные жизненные условия для населения, которые сложились в стране, а именно — занятость, возможность дальнейшего экономического роста, поддержание в рабочем состоянии всех систем, необходимых для экономического развития и создания условий жизни населения.
Стоит отметить, что на сегодня еще не существует общепринятого понятия экономической безопасности. В мировой правовой науке до начала 90-х годов доминировал традиционный подход к пониманию экономической безопасности как к глобальному военного противоборства «двух систем». При этом обеспечение жизнедеятельности страны в условиях войны отождествлялось с понятием экономической безопасности.
Своеобразной разновидностью понимания экономической безопасности в мирное время стало понятие выживания страны во время природных или экономических катастроф.
В западной правовой доктрине наиболее распространенным является подход к пониманию экономической безопасности как состояния или условий «живучести» национальной безопасности во время мировых экономических кризисов.
Также необходимо отметить, что в последние десятилетия наблюдается тенденция к пониманию экономической безопасности государства как конкурентоспособности экономики или отдельных ее отраслей на мировом рынке. В связи с чем считается, что целью экономической безопасности должно быть не сдерживание экономики от падения, а ее рост, а не противодействие условиям, ее ослабляют, а ее постоянное усиление. Понятно, что вместе с этим будет улучшаться уровень жизни населения, будет расти авторитет государства на мировой арене. Так, в США основной гарантией национальной безопасности определяется: "Поддержка и укрепление всеобъемлющей конкурентоспособности страны в мире, причем не только в финансовом, экономическом, внешнеторговом смыслах и отношениях, а шире — как место страны в мировой науке и технике, культуре и информации, доля и роль в мировом общении, в открытиях, изобретениях и инновациях »[10].
Одно из наиболее развернутых определений понятия экономической безопасности дает Л. Абалкин. Он определяет экономическую безопасность "как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [11].
Таким образом, в зависимости от конкретных аспектов жизнедеятельности каждого государства можно выделить:
 — экономическую безопасность в условиях мирного времени;
 — экономическую безопасность в условиях войны;
 — экономическую безопасность в условиях политического противостояния с другими государствами;
 — экономическую безопасность в условиях интегрированной или изолированной экономики государства.
Однако при этом необходимо иметь в виду, что развитие и обеспечение экономической безопасности в различных ситуациях может достигаться противоположными средствами. Например, во время двух мировых войн задача государств в сфере экономики не могли бы быть решены без высокого уровня централизованного управления экономикой и максимальной концентрации ресурсов на наиболее важных направлениях экономической жизни.
В то же время исторический опыт показывает, что в условиях мирного времени наибольшую дееспособность проявляет «свободная» децентрализованная экономика, отмечается своеобразной гибкостью в организационных процессов, протекающих в ней.
Основываясь на историческом опыте экономической жизни европейских стран 20-го века, можно сделать вывод, что ориентация экономики на функционирование в условиях военного конфликта существенно ограничивает возможности дальнейшего развития в мирное время. В связи с этим ряд исследователей, сторонников «рыночной модели», считают, что даже использование понятия «экономическая безопасность» в условиях нормального существования и развития общества не имеет смысла, поскольку наличие различных опасностей — одно из необходимых условий развития рыночной экономики. При этом наиболее важной из них является наличие конкуренции является источником внутреннего развития экономической системы.
В современных научных разработках существуют проекты концепций, программ, правовой и институциональной инфраструктуры, а также выделяются те или иные стороны, которые определяют систему условий, критериев и показателей, организационных форм и механизмов защиты национальной экономики от различных угроз.
Однако общим недостатком для многих подходов является отсутствие анализа экономической безопасности по системе национально-государственных интересов. Последние фиксируют и выражают то общее, что объединяет разных субъектов экономики и является предметом экономической безопасности, ее главным звеном. Именно через категорию национально-государственных интересов соединяются проблемы экономического потенциала и экономической силы государства: состояние генофонда нации, предпосылки ее социально-культурного процветания, твердые экономические и политические позиции на международной арене [12].
В целом экономическую безопасность можно определить как составляющую национальной безопасности государства, достигается таким уровнем развития и состоянием защищенности экономики данной страны, который обеспечивает потребности государства и его граждан в процессе существования данного государства.
В наиболее прямом смысле — экономическая безопасность это состояние защищенности экономики от любых внутренних и внешних неблагоприятных факторов, то есть угроз.
Определение уровня экономической