Целесообразность формирования конкурентной среды на регионально рынке жилищно-коммунальных услуг

реферат
на тему:
Целесообразность формирования конкурентного среды на регионально рынке жилищно-коммунальных услуг
Сегодня, несмотря на адаптацию экономики к рыночным условиям хозяйствования, до сих пор есть отрасли, где развитие частного сектора, а соответственно, и конкуренции практически НЕ начался. Именно к таким отраслям относится жилищно-коммунальное хозяйство, где потребитель, несмотря на свой «кошелек», не имеет возможности Получить высококачественные и в полном объеме жилищно-коммунальные услуги.
В Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Украины на 2004—2006 годы и на период до 2010 года определены основные направления реформирования отрасли, среди которых и формирования конкурентной среды. В необходимости развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг говорят также и ученые — Б. Базидевич [1], А. Рыбак [2], В. Семоненко [3], И. Ступин [4], Г. Филюк [5] и др. Однако, несмотря на проведенные исследования, проблема формирования конкурентной среды на таком монополизированного рынке Украины, как рынок жилищно-коммунальных услуг, а не является решенной и требует дальнейших исследований.
Учитывая вышеуказанное, целью статьи является определение сегментов рынка жилищно-коммунальных услуг, на которых в перспективе целесообразно развитие частного сектора как основы формирования конкурентной среды на регионально рынке жилищно-коммунальных услуг.
Переход украинской экономики к рыночным отношениям хозяйствования, приватизация жилого фонда, передача объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) из государственной в коммунальную собственность привели к изменениям в системе экономических взаимоотношений в отрасли. Однако, несмотря на принятые меры, желаемого результата — качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг и эффективного функционирования отрасли — не произошло. Как и раньше, уровень функционирования ЖКХ далеко не соответствует европейскому. Так, по Итогам работы в 2003 году, убытки жилищно-коммунальных предприятий в Украине превысило 1100000000. Грн, что в 2,2 раза больше, чем в 2002 году, наблюдается высокий уровень износа основных фондов и оборудования предприятий (количество и объемы полностью амортизированных основных фондов и оборудования теплоэнергетики, водоснабжения, водоотведения, городского электротранспорта, системы переработки отходов в 1,5 -2 больше, чем в любой другой отрасли), моральный и физический износ жилищно-фонда (около 40 тыс. домов, что составляет 4 процента жилищного фонда Украины, относятся к категории устаревших и аварийных, каждый третий жилой дом нуждается в капитально ремонте) [ 6].
Попытки правительства реформировать ЖКХ негативно повлияло и на потребителей жилищно-коммунальных услуг. Для населения негативным последствием реформирования ЖКХ являются высокие тарифы услуг и их низкое качество. Так, с декабря 1991 года в Украине был принят ряд законодательных и нормативных документов, касающихся установления и регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги: постановления Кабинет министров Украины «О ценообразовании в условиях реформирования экономики» № 733 от 21 октября 1994 года, "О изменение размеров возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных услуг "№ 838 от 26 июля 1996 и другие, принятие которых предусматривал увеличение уровня возмещения населением фактических расходов жилищно-коммунальных предприятий сначала до 60 процентов, а затем 80 и 100 процентов (в 1989 году показатель соотношения расходов на жилье и величины семейных доходов в среднем составил 2,5%, из них 1% — квартплата, 1,5% — оплата коммунальных услуг). Такой подход правительства к ценообразованию в жилищно-коммунальное отрасли НЕ учел социальные факторы регионального развития. Либерализация цен происходила без учета региональных различий в уровнях доходов населения, рост которых не был пропорциональным к росту цен на услуги. Фактически реального роста доходов населения как такового за период принятия ЭТИХ документов не произошло. Это привело сразу же к увеличению задолженности по жилищно-коммунальные услуги, поскольку плата за них составила в большинстве случаев более половины реального дохода.
Как результат, владелец жилищно-коммунального хозяйства — государство, не вникают в особенности развития отрасли, своим неэффективным управлением опять же увеличила уровень задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги и необходимость дотаций на покрытие убытков коммунальных предприятий.
то же время все попытки реформировать экономический механизм функционирования ЖКХ заключались только в совершенствовании механизма управления государственной собственностью. А возможностей для развития второй формы собственности в жилищно-коммунальном хозяйстве как основы рыночной экономики и конкурентной среды, укрепления финансового состояния предприятий вообще не существовало, хотя общество уже не в состоянии удерживать систему жилищно-коммунального хозяйства с такими высокими затратами материальных и энергетических ресурсов, потерями и нерациональным затратам питьевой воды и тепловой энергии, бесхозным отношением к содержанию и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства как владельцев, так и потребителей. Украина, стал независимым государством, получила в наследство от Советского Союза жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия которого находились в кризисном состоянии.
Только в конце 1999 года были утверждены Указ Президента Украины «Об ускорения реформирования жилищно-коммунального хозяйства» и Постановление кабинета Министров Украины «Об утверждение программы проведения жилищно-коммунальные реформы на 1999—2001 годы», результатом которой стало передачи предприятий ЖКХ из государственной собственности в коммунальную. Однако, Фактически эта попытка реформировать ЖКХ закончилась лишь передачей предприятий в коммунальную собственность, а проблемы повышения эффективности функционирования предприятий отрасли и предоставление населению качественных жилищно-коммунальных услуг так и остались нерешенным.
14 февраля 2002 постановлением Кабинет Министров №139 одобрена Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002—2005 годы и на период до 2010 года, в которой уже предусмотрена демонополизация и создание конкурентной среды оказания жилищно-коммунальных услуг. Положительным также результатом является воссоздание Указом Президента Украины от 16.03.02 №259 / 2002 деятельности государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения проведения этой реформы, реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и городского электротранспорта, осуществление управления в указанной сфере, а также Межотраслевой координации работы отрасли.
Приведенные и другие нормативные документы определили юридическую базу и этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на макро — и микроуровне. Однако сегодня механизм регулирования жилищно-коммунального хозяйства на мезоуровне Так и не отработана и законодательно НЕ утвержден. А Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине», где Рассмотрен региональное регулирование ЖКХ, требует доработки, поскольку в нем прослеживается нечеткое имеющееся законодавчерозмежування полномочий органов исполнительной власти различного уровня по коммунального хозяйства и, как следствие, отсутствие фактической ответственности за эффективное управление имуществом территориальной общины и уровня обеспечения граждан качественными коммунальнымы услугами.
Поэтому одним из основных направлений реформирования является создание условий для появления новых владельцев, Которые смогут обеспечить эффективное функционирование жилищно-коммунальных предприятий, повысить качество услуг и увеличить их объем для обеспечения необходимого уровня качества жизни в каждом регионе страны. Для этого прежде всего необходимо Предоставлять содействие созданию эффективного рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального хозяйства, то есть необходимо обеспечить условия для создания и развития предприятий государственного и негосударственного сектора ЖКХ в регионе, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги и формируют конкурентную среду на регионально рынке жилищно-коммунальных услуг. Поэтому считаем целесообразным провести выделение рынков жилищно-коммунальных