Экономико-правовые основы государственного регулирования управления охраной природной среды украины часть 2

среды);
 — биоценотическом (определяются влиянием на состав и структуру популяций живых организмов)
 — стациально деструктивные (вызывают изменения ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования) [4].
Как видим, указанные виды антропогенных загрязнений неадекватно оценены в существующей системе сбора за загрязнение окружающей природной среды, поскольку она включает в себя только сборы за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты и размещение отходов. Кроме того, имеется целый ряд категорий загрязнителей, остаются без внимания, в том числе и энергетические (тепловые выбросы, шум, вибрация, ультразвук, электромаг-нитных поля, световые, инфракрасные, ультрафиолетовые, лазерные, ионизирующие излучения (радиация) и др. ), которые также необходимо привлечь к налогообложению.
В управлении обеспечением чистотой окружающей среды исключительно важная роль принадлежит государству. Это объясняется тем, что чистая окружающая среда относится к коллективных (или общественных) благ, поскольку в силу своих характеристик не может присваиваться частными лицами и быть объектом купли-продажи. Традиционно обеспечения граждан общественными благами, в т. Ч. Чистой окружающей средой, считается классическим задачам государства. Поэтому законодательство Украины гарантирует гражданам право на общее использование природных ресурсов для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и т. п.) бесплатно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставление соответствующих разрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством Украины. В порядке специального использования природных ресурсов гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются во владение, пользование или аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений, зарегистрированных в установленном порядке, за плату для осуществления производственной и иной деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, — на льготных условиях.
Технических проблем по сокращению (вплоть до прекращения) загрязнение окружающей природной среды фактически нет. Это проблема экономическая, поскольку на современном этапе развития производительных сил ни общество не, вследствие высокой стоимости протизабруднюючих мероприятий, руководствоваться только экологическими соображениями, интенсивно реализуя жесткую политику сокращения (вплоть до прекращения) загрязнение окружающей среды. Экологический идеал — не иметь выбросов абсолютно — еще долго останется недостижимым. Поэтому в силу объективных причин целью затрат на охрану природы необходимо признать полное предотвращение загрязнения окружающей среды, а ограничения его до уровня экономических возможностей страны, региона или населенного пункта. Очевидно, что нижняя граница этого уровня не должна превышать предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ.
Программа ООН по охране окружающей среды, которая была одобрена Стокгольмской конференцией, предполагала утверждения специальной организации ЮНЕП для реализации ее основных положений. Проблемные экологические ситуации, требующие решения, находятся в поле зрения специализированных организаций: в Японии — это Исследовательский институт технологии и экономики корпорации «Нора», Институт науки и техники будущего, в ФРГ — Организация по проблемам будущего, в США — Комиссия 2000 , корпорация РЭНД и «Ресурсы для будущего», во Франции — «Наука и жизнь», в Великобритании — корпорация ЭРА, а также такие мощные финансовые организации, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, которые провозгласили мандаты инвестиционной политики. Выводы и рекомендации мировых экологических организаций по вопросам неблагоприятных техногенных обстоятельств нашли свое отражение в работе Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), сформировавшись в итоговом документе форума «Agenda 21» (Повестка дня на XXI век) и на саммите Земли «Рио 10» (Йоханнесбург 2002) [5, 6]. В результате этого были согласованы принципы действий государств-участников, а также даны рекомендации усилить и углубить научные разработки, поставить в центре исследований изучение прежде всего социально-экономических факторов воздействия на природную среду производственной деятельности стран. Принципы взаимодействия экономики, экологии и социального развития положена в основу Концепции всемирного устойчивого развития.
Итак, система эколого-правовых отношений должна быть максимально ориентирована на международные стандарты, главными из которых является система экологического менеджмента и аудита (СЕМА) деятельности предприятий отрасли. Внедрение этой системы будет приближать Украину к мировым стандартам экологической безопасности, является одним из главных факторов дальнейшего развития в мировом сообществе.
Основными направлениями развития и совершенствования экологического законодательства на данном этапе являются:
 — разработка и внедрение нормативно-правовых актов, обеспечивающих введение в действие законов и создания условий для выполнения требований действующего законодательства;
 — разработка и утверждение новых законопроектов, в частности Законов Украины «Об опасных отходах», «Об экологической (природно-техногенной) безопасности», «О Национальном экологическом фонде» и других;
 — совершенствование действующего законодательства в соответствии с требованиями нашего времени с учетом реальных условий деятельности субъектов хозяйствования;
 — гармонизация национального законодательства с европейским.
Для эффективной реализации модели эколого-экономического равновесия необходимо обеспечить дифференцированный подход к системе начисления экологического налога с учетом эколого-экономических показателей хозяйственной деятельности товаропроизводителей; предоставление субсидий, льготных кредитов и других льгот на протизабруднюючи меры тем предприятиям, которые целенаправленно реализует программу уменьшения выбросов в зависимости от средних предельных издержек; внедрения системы зачетов в счет платежей за загрязнение стоимости освоенных природоохранных мероприятий.
В стратегии реформы экономика и экология должны рассматриваться только в единстве и тесной взаимосвязи. Поэтому, решая проблему загрязнения окружающей среды, которая остается определяющей даже при инновационном развитии, необходимо наряду с административными рычагами более широко внедрять адекватные рыночным отношениям экономико-правовые, такие как: экологическая сертификация; экспертиза (аудит); лицензирования; налог на продукт, который загрязняет окружающую среду в один из периодов жизненного цикла; рыночные разрешения, экологическое страхование, субсидии и прочее, применение которых более существенно стимулирует уменьшение экологического ущерба, нанесенного окружающей среде, поощряет использование новых экологически чистых технологий и производство экологически чистой продукции, то есть стимулирует инновационные процессы в промышленности. Хотя государство имеет значительную регулятивную и фискальную власть вместе с легким доступом к средствам массовой информации, правительства от своих граждан и бизнеса необходимы четко определены приоритеты ориентиров по проблемам, которые нужно решать сегодня. Использование власти для внесения изменений требует создания общественных институтов, которые бы поддерживали правительства в их усилиях и действиях. Без такого фундамента возможности правительства генерировать изменения через экономико-правовые рычаги ограничены.
Литература:
1. Об охране окружающей природной среды: Закон Украины от 25.06.91 с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 7 февраля 2002 года № 3 033-III. — С. 17 41-55.
2. Вредные вещества в промышленности: Органические вещества / Новые данные с 1974 по 1984 г .: Справочник / Под ред. Э. Н. Левиной и И. Д. Гараскиной. — Л .: Химия, 1985. — 464 с.
3. Говоруха Л. С. Основы общей экологии. Международное сотрудничество в области охраны природы. — М .: УМК ВО, 1991. — 86 с.
4. Чепурных Н. В., Новоселов А. Л., Дунаевский Л. В. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риска. — М .: Наука, 1998. — 253 с.
5. Программа управления окружающей средой // Использование экономических инструментов для осуществления природоохранной политики в Украине / А. Report of United States Agency for International Development USAID / Kiev, G / ENV and ENI / ENR. — K., 1997. — 57 с.
6. Состояние мира 2002 / Л. Браун и другие: Перевод с английского: ВОО "Украина. Повестка дня на XXI век "и Институт устойчивого развития. — М .: Интелсфера, 2002. — 320 с.