Векторы региональной экономической интеграции украины внешние факторы и внутренние предпосылки часть 2

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Векторы региональной экономической интеграции Украины: внешние факторы и внутренние предпосылки
В условиях глобализации роль национальных государств ослабляется, а транснационального капитала — усиливается, что видоизменяет матрицу интеграционных процессов. В Украине сохраняет прочные позиции изоляционизм как стратегия противодействия такому капитала в форме воспрепятствование доступу на рынки и препятствования инвестициям. Интеграция не является самоцелью, а открывает доступ к рынкам факторов производства — капитала, технологий и рабочей силы. В течение предыдущих лет рыночной трансформации Украина не смогла обеспечить такой доступ, объемы иностранных инвестиций по сравнению с другими постсоциалистическими странами остаются мизерными. Это напрямую связано с государственным изоляционизма как проявлением постсоветского этатизма в украинском варианте, что "привело к отставанию от других восточноевропейских стран в евроинтеграционных процессах (не менее 10 лет), торможение вступления в ВТО и фактически оставило Украину на обочине мировых интеграционных процессов . Негативную роль сыграла также так называемая «многовекторность» — непоследовательная политика балансирования между ЕС и Россией, которая препятствовала недвусмысленном определению интеграционных приоритетов Украины.
С расширением ЕС в 2004 Украина столкнулась с рядом проблем по выработке общей концепции внешней политики в отношении ЕС и России. Это касается прежде всего столкновение экономических интересов России и ЕС, несовместимости концепций «широкой Европы» и «единого экономического пространства», непосредственное отношение к которым у Украины. В статье проанализированы субъективные и объективные факторы, влияющие на направления экономической интеграции Украины, с учетом позиций ведущих aкторив (ЕС и России) и на основании оценки объективных экономических показателей фактической «интегрированности» в обоих направлениях.
Проблемам глобализации и региональной интеграции посвящено значительное количество научных работ. В центре научных интересов — процессы либерализации движения товаров, рабочей силы и капиталов, формирование единого мирового пространства. Особым направлением исследований в этой сфере является выработка позиций отдельных стран в современном меняющемся внешней среде. Можно выделить работы, посвященные интеграционным процессам в рамках стратегии экономического развития Украины [1-4], проблемам интеграции в ЕС [5-9], последовательности либерализации торговых режимов [10-12], макроэкономическим аспектам интеграции [13], особенностям интеграционных процессов в финансовом секторе [14-16]. Среди проблем, которые остались без внимания или решались в неправильном, по мнению автора, направлении — антилиберальный изоляционизм (отождествление национальных интересов с интересами симбиоза «власть — национальный капитал», преувеличение угроз со стороны ТНК) изменение стратегий России и ЕС в отношении Украины и, соответственно, отсутствие научно обоснованных конструктивных контрстратегий, лишенных декларативности и идеологической риторики.
Сегодняшняя изолированность и слабая интеграция Украины в мировое хозяйство обусловлена ​​прежде всего внутренними факторами и аморфностью модели экономического развития. В Украине сохраняются основные недостатки системы организации общества тупикового типа — постсоветского этатизма [17] с присущим ему антилиберализм, пренебрежением ценностями демократии и гуманизма (хотя определенный прогресс в этом направлении есть). Фактически была реализована современная либеральная модель экономического развития (вместе с тем хватало критики такой модели как неадекватной для Украины с позиций антилиберализму). Модель экономического развития была однозначно направлена ​​на трансформацию политической власти старой и новой номенклатуры во власть экономическую (так называемые радикальные рыночные реформы в украинском (шире — постсоветской) версии). Для этого провозглашаются и реализуются многочисленные концепции укрепления экономической мощи государства, "сильной государственности» [2, 154], «мобилизационные модели», согласно которым государство и крупные национальные производители рассматриваются как локомотивы экономического развития. Автор убежден, что такая модель в современных условиях не имеет перспектив. На этапе замкнутости национальных экономик, в т. н. доглобализацийну эпоху, она еще срабатывала и могла давать неплохие экономические результаты, о чем свидетельствуют примеры стран Азии.
Единственным возможным способом реализации такой модели в современных условиях является изоляционизм в различных его формах — возведение барьеров для иностранных и капиталов с целью поддержки национального производителя, тепличные условия для крупного капитала национального происхождения, монополизация и сегментирование внутреннего рынка. Это негативно влияет на экономическое развитие. Отсутствие конкуренции и высокие барьеры вхождения для иностранного капитала генерируют такой феномен, как дешевая рабочая сила. В условиях, когда сокрытие доходов от налогообложения не является проблемой, это приводит довольно низкий уровень ВВП, который декларируется статистике, скудные государственные бюджеты и высокие процентные ставки как индикаторы дефицита ресурсов.
Скрытый изоляционизм, прикрываясь евроинтегарцийнимы лозунгами, имеет вполне завершенную антиинтеграционных направленность. Такой подход генетически не вписывается в «мейнстрим» мирового развития, характерным признаком которого является ведущая роль рынков товаров и капитала в координации и размещении ресурсов. Конфликт интересов между национальными государствами и транснациональным капиталом исследуется во многих работах. Считается, что национальные экономические aкторы не могут противостоять в конкурентной борьбе мощным ТНК и поэтому необходимо ограничить доступ последних на внутренние рынки. Между негативных последствий либерализации режимов для иностранных товаров и капиталов указываются потеря возможности поощрения национального товаропроизводителя различными льготами и преференциями, блокирование ряда механизмов поддержки национального производства [1, 216]. Обстоятельное исследование влияния либерализации торговых режимов дает основания для других выводов от такой либерализации выигрывают прежде всего потребители, тогда как потери переводятся на бюджет (уменьшение поступлений таможенных платежей) [ежегодные потери бюджета России от вступления в ВТО оцениваются в 2,2 млрд долл. США, тогда как потребители (за счет снижения цен) получат дополнительные блага (change in consumer surplus) на 2600000000 долл. [10, 18]]. Антиинтеграционных изоляционизм находит поддержку в крупного национального капитала, который заинтересован в получении сверхприбылей за счет занижения стоимости рабочей силы и завышение цен на товары на обособленных от влияния ТНК различными барьерами внутренних рынках.