Эволюция организационного и функционального содержания регионального управления

Реферат на тему:

Эволюция организационного и функционального содержания регионального управления

В ретроспективном аспекте процесс реформирования регионального управления не следует считать однозначным и однородным как по своей направленности, так и по интенсивности проведения. Это обусловлено многими причинами, основные из которых связаны

 — с изменением в выборе модели макроэкономической модели смешанного типа, и соответственно, системы управления регионами;

 — с недостаточным уровнем методологического обеспечения процесса регулирования территориального развития;

 — со значительным уровнем консерватизма действующей в Украине системы регионального управления.

Более конкретно эту историю развития можно разделить на два больших периода: первый — 1920—1985 годы и второй — 1996 год — по настоящее время. Эти периоды также подвергаются градации по этапам организационно-функциональных изменений.

На первом этапе первого периода (1920—1932 гг.) проблемы регионов рассматривались и решались исходя из действия экономических законов, в частности закона стоимости и объективного характера товарно-денежных отношений. В это время управления региональным развитием осуществлялось преимущественно местными органами власти, которые действовали как политические органы и по совместительству как субъекты хозяйственной деятельности в рамках определенной административной территории. В рамках этой модели предполагалось широкое использование принципов хозяйственного расчета в внутрихозяйственной деятельности и оптовой торговли средствами производства. Основу территориального развития составляла концепция повышения эффективности субъектов производственно хозяйственной деятельности и улучшение показателей развития социальной сферы при строгом ограничении межрегионального обмена.

На втором этапе (1933—1956 гг.) уже была создана система административно-командного управления в стране. Характерной особенностью этого периода было, во-первых, отказ от принципа единства экономики и административных границ ее функционирования и, во-вторых, измельчения административно-территориальных единиц управления. На практике это привело к нарушению пропорций между внешними и внутренними факторами развития социально-экономических систем, однако мало объективное объяснение — приоритет оборонным вопросам и, соответственно, отраслей оборонного направления.

На третьем этапе (1957—1965 гг.) значительные усилия направлялись на совершенствование управления региональной экономикой на основе создания совнархозов. Целью создания совнархозов была потребность в обеспечении децентрализации управления в связи с общим ростом промышленного потенциала. При этом из-за реформы управления в 1957 году предполагалось в первую очередь ограничить угрожающую структурную дифференциацию и ослабить противоречия между отраслями производства и территориями. Однако создание многочисленных совнархозов не оправдала ожидаемых надежд.

На четвертом этапе становления и развития региональных экономических систем (1965—1985 гг.) в научных исследованиях и практике управления нашло отражение решения проблем регионального развития на основе программно-целевого и системного подходов. В частности, в это время начались и получили дальнейшее продолжение работы по формированию территориальных социально-экономических систем, социально-экономических комплексов, знаменовало собой желание восстановить связь территориально-производственного комплексообразования с более общими проблемами территориальной организации общества, в том числе с проблемами экономического районирования. Это направление, представленный в исследованиях эстонских, российских и украинских ученых имел целью реализацию идеи М. М. Колосовского о сочетании теории комплексообразования с социально-экономическим районированием.

Второй период развития регионального управления тоже был неоднородным, хотя носил и носит явно трансформационный характер.

На первом этапе (1986—1997 гг.), который можно назвать квазиреформаторським, характерно приспособление действующей «советской модели» к новым рыночным условиям без радикального изменения базовых ее институтов. В настоящее время структура органов управления регионом представляла собой сложное сочетание отраслевых и территориальных подразделений советов, государственных органов и действующих параллельно, а иногда и самостоятельно, подразделений партийных комитетов всех уровней. Юридически закрепленным высшим органом регионального управления были областные советы народных депутатов. Для выполнения непосредственных исполнительных и распорядительных функций сессий областного совета выбирался исполнительный комитет. Координацию действий всех органов управления через планирование развития основных пропорций экономики региона должна была осуществлять плановая комиссия облисполкома. Не имея достаточных полномочий и рычагов влияния на отраслевые производственные структуры плановая комиссия ограничивала свою деятельность сбором проектных данных для планирования и разработки комплексного плана. Начиная с 1985 года в СССР начала осуществляться практическая работа по переходу к рыночной экономике. Значительные изменения были внесены в структуру облисполкома, а также областных отделов и управлений. В частности, в структуре облисполкома центральное место заняло заново созданное Главное планово-экономическое управление (ГоловПЕУ), которое впитало в себя областную плановую комиссию, отделы облисполкома по социальному развитию и научно-техническому прогрессу, а также функции ликвидированных отделов обкома партии. Однако это было недолго, поскольку в ГоловПЕУ стали видеть орган, который подменяет облисполком и способен решать все вопросы развития региона, включая отраслевые и межотраслевые. В таких условиях очередная смена организационных структур управления регионом была просто неизбежна. Голов ПЭУ превратилось сначала в комитет, а затем в управление региона с несколько иной организационной структурой, численностью аппарата и функциями [1]. Очередное административное реформирование в соответствии со статьями 46 и 53 Конституционного договора между Президентом Украины и Верховной Радой привело к ликвидации облисполкомов и создание на их основе государственных администраций. Новый орган существенно расширил свои полномочия по управлению региональным развитием, в его функции вошло управления государственным имуществом, осуществления антимонопольной политики, разгосударствления и приватизации, содействие предпринимательству, защита прав потребителей, поддержка внешнеэкономических связей и тому подобное. Расширение функций и полномочий привело к расширению структуры и состава аппарата госадминистраций. Типом конфигурации их организационных структур стала линейно-функциональная, или ее модификация — дивизионная, при которой функциональные подразделения объединяются в большие блоки. Недостатком этого вида структур является локализация функций управления в обособленных подразделениях и их слабое взаимодействие при решении комплексных проблем развития территорий, практическое отсутствие горизонтальной координации. Именно последнее по мнению специалистов [2] стало основной причиной потери управляемости управленческими процессами в нынешних условиях хозяйствования.

Третий, или трансформационный, период реформирования регионального управления начался со второй половины 2001 года и продолжается по настоящее время. Для него характерно стратегический подход по изменению постсоветской квазирыночных модели регулирования территориального развития в современную европейскую модель, модернизированную с учетом особенностей и потребностей отечественной экономики. Частично это проявляется во вновь преобразованной структуре Главного управления экономики области, где выделяются принципиально новые блоки функциональной деятельности: блок институциональной политики, блок экономической стратегии и блок по осуществлению регуляторной политики.

Таким образом, прошлый и современный периоды развития регионального управления можно рассматривать как поиск оптимизации государственного и регионального влияния на характер воспроизводственных процессов в экономических системах различного иерархического уровня в рамках демократизации общественных процессов.

Литература

  1. Мазур А. Г. Эволюция управления в региональных экономических системах // Сборник научных трудов Винницкого государственного аграрного университета. — Винница: ВДАУ. — 2004. — Вып. 16. — С.135-143.

  2. Гуревичев М. Экономика в период перехода к рыночным отношениям // Экономика Украины, 1997, №3. — С. 65-70.