Государственное управление бюджетным процессом

Реферат на тему:
Государственное управление бюджетным процессом
Бюджет обеспечивает развитие экономики и жизнедеятельность государства. Формирование экономических отношений в условиях перехода к рынку требуют повышения роли бюджета государства как системы экономического распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, осуществляемую через финансовую систему. Кроме того, бюджет выполняет не только распределительные функции — он активно участвует в формировании ресурсов государства.
Структура доходов и расходов бюджета любого государства определяется формой конституционной структуры государства, состоянием ее экономического развития. От этих факторов зависят формы регулирования бюджетов всех уровней.
Практика показывает, что можно выделить 4 формы регулирования бюджетов всех уровней государственного управления [52, с.24-33]:
 — централизованная, осуществляемая Минфином Украины и направлена ​​на создание для всех местных Советов государства равных возможностей для получения доходов и финансирования расходов;
 — децентрализованная, основой которой является финансовая самостоятельность местных Советов;
 — создание условий для поступления доходов всех звеньев бюджетной системы;
 — обеспечение бюджетным финансированием отраслей народного хозяйства.
Современные проблемы построения бюджетной системы в Украине касающиеся определения централизованного или децентрализованного подхода к его формированию. В то же время, мировой опыт приводит нецелесообразности жесткого соблюдения той или иной из выше указанных форм, но гибкую бюджетную политику в зависимости от экономических условий, которые сложились в государстве.
Примером тому может быть опыт составления бюджета в странах-участницах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), где в течение 1950-х и 1970-х годов доля совокупных расходов на всех уровнях государственного управления в составе ВВП почти удвоилась, а роль и масштабы государственного сектора существенно выросли. В этот период возросла роль правительств в непосредственном перераспределении национального дохода, а государство в лице соответствующих органов, отвечала размера отдельных финансовых рисков, связанных с колебаниями состояния экономики.
Начиная с 1982 года правительство почти во всех странах ОЭСР стал заемщиком, неуклонно росла доля долговых процентов в общих расходах. Это повлияло на приоритеты экономической политики, среди которых указывалась необходимость не только в сокращении дефицита, но в стабильности налоговой политики, которая бы способствовала росту частного сектора. Причем рост частного сектора определялось как ведущая условие быстрого экономического роста страны. Сокращение бюджетного дефицита осуществлялось наряду с экономическим ростом и сокращением бюджетных расходов. Эффективность этого процесса зависела от обеспечения жесткого контроля государственных расходов, а не увеличения налогов, которое способно подорвать стимулирования экономического роста. При этом отмечалась необходимость повышения эффективности и результативности государственных программ, что означает гибкий перераспределение ресурсов, их спрямовування на государственные нужды.
практике формирования бюджета в этих странах возможно обобщить по таким стратегическим признакам:
 — наложение на ранних стадиях подготовки бюджета ограничений со стороны органов государственного управления на государственном уровне, причем правительство задает объемы совокупных расходов, в пределах которых должен происходить дальнейшее перераспределение ресурсов и формирования общегосударственных программ;
 — обеспечение строгого соответствия результатов расходования средств запланированным объемам;
 — увеличение стоимости денег.
В этой связи целесообразным будет исследование распределения главных функций управления бюджетной деятельностью в бюджетном законодательстве стран ОЭСР: Австралии, Франции, Германии, Новой Зеландии, Португалии, Швеции, Великобритании, Соединенных Штатов Америки. Эти страны разные по конституционной структурой. Так, Австралия, Германия, США федеративную структуру, а Франция — унитарное, однако главные проблемы контроля и управления бюджетными расходами в основном совпадают.
В Австралии к полномочиям органов исполнительной власти относится представление на рассмотрение в законодательный орган предложений по расходованию средств. Министр финансов ответственный за разработку и представление на рассмотрение бюджетных законопроектов и издание инструкции по ведению финансовых и бюджетных дел, оценивает правительственные программы по расходованию средств, постоянно контролирует финансовые показатели и имеет право требовать необходимую информацию по подготовке и исполнении бюджета, контролирует правительственные банковские счета, контролирует и регулирует долговые отношения и денежные операции правительства. Полномочия органов власти низших уровней ограничены по получению государственных займов. Общий объем государственных займов и их распределение между различными уровнями государственной власти определяет Австралийская кредитный совет.