Методологические основы совершенствования экономического механизма роста налоговых поступлений часть 1

Реферат на тему:
Методологические основы совершенствования экономического механизма роста налоговых поступлений
Увеличение объемов налоговых поступлений в государственный бюджет — основная предпосылка социально-экономического роста государства. Это очень сложная, многогранная проблема, решение которой связано с реформированием государственной промышленной, финансово-кредитной, бюджетной, налоговой политики, с гармонизацией процессов рыночного и государственного регулирования на макро — и микроэкономическом уровнях, с успешной адаптацией хозяйства к рыночным отношениям. Она требует широкого подхода к комплексному исследованию экономики субъектов хозяйствования с акцентированием внимания на активизации их налоговой деятельности. Именно поэтому основной акцент при этом был сделан на проблеме увеличения налоговых поступлений от субъектов налогообложения как составляющей основной проблемы расширенного воспроизводства производства — повышение прибыльности и конкурентоспособности его базового звена — предприятия (фирмы).
Для комплексного ее решения авторами было определено несколько концептуальных методологических моментов исследования. Во-первых, экономический механизм увеличения объемов налоговых поступлений от субъектов хозяйствования (далее — СХ) рассматривается как производная категория от экономического механизма предприятия в целом при условии его совершенствования. Во-вторых, ключевым моментом в обеспечении последнего является улучшение состояния внутренней среды СГ и его связей и отношений с внешним. К тому же последнее рассматривается на двух концептуально значимых уровнях: национальном и глобальном. В-третьих, при обосновании стратегии задействования экономического механизма увеличения налоговых поступлений от субъектов хозяйствования важна ее субъектно-индивидуализирован определенность. Это обусловлено индивидуальным своеобразием каждого СГ в ее качественных и количественных измерениях. В-четвертых, увеличение налоговых поступлений от субъектов хозяйствования без роста их налоговой нагрузки требует расширения базы их налогообложения. В-пятых, такое расширение возможно при задействовании эффективной политики развития предприятия во всех ее основных направлениях.
Важным для содержательной целеустремленности исследования и его структуризации является освещение сущности самого понятия «экономический механизм увеличения налоговых поступлений от СГ». Это понятие является производным от научной категории общей теории — «экономический механизм». Оно характеризует экономические аспекты функционирования и развития любого процесса или явления как составляющих экономической системы страны. Под экономическим механизмом в наиболее общем его толковании понимается система средств, приемов, действий по обеспечению функционирования тех или иных экономических объектов и развития соответствующих экономических отношений. В контексте данной проблемы говорится в первую очередь о экономический механизм функционирования СГ. Такой механизм представляет собой систему определенных методов, средств и приемов, направленных на обеспечение прибыльности и конкурентоспособности субъектов хозяйствования. Следует отметить, что именно от эффективного функционирования на инновационных принципах любого СГ зависит повышение производительности труда, рост объемов производства, а значит, и расширение базы его налогообложения. Считаем, что именно это позволяет увеличить податкоспроможнисть любого предприятия без роста налоговой нагрузки на него.
В специальной литературе определению сущности понятия «экономический механизм предприятия» еще не уделяется достаточного внимания. В то же время основательное его раскрытия, четкая идентификация и понимание содержания очень важны для обеспечения экономической безопасности предприятия, разработки стратегии его развития и обоснования политики ее реализации, утверждение позиций на внутреннем и успешное продвижение на внешние рынки, активное выполнение его бюджетозабезпечуючои функции. Конечно, в зависимости от типа субъектов хозяйствования, их отраслевой направленности и «ведомственной» принадлежности меняется и сущность экономического механизма их функ-ния и совершенствования. В то же время, при всей многокрасочности предприятий (фирм), их функционального и масштабно-инновационного разнообразия, дифференциации ориентиров их размещения, ресурсо- , энерго- , працемисткости и рентабельности основные принципы совершенствования механизмов их функционирования в условиях построения либеральной экономики являются общими. К ним можно отнести:
1) повышение адаптационного потенциала СГ;
2) задействование сбалансированной многоаспектной политики предприятия с приоритетами инновационно-маркетингового характера;
3) реализацию их экономической диагностики;
4) наращивание материально-технического и финансового капитала СГ и повышения интеллектуального уровня его человеческого капитала;
5) укрепление позиций предприятий на внутреннем и внешних рынках с учетом обострения конкурентных отношений.
Все это должно способствовать повышению его инвестиционной привлекательности, экономической активности в конкурентной среде, адаптации к рыночным условиям хозяйствования и успешному выполнению его функций. Учитывая важность последнего положения, считаем необходимым более подробно остановиться на определении этого научного понятия и его содержательной структуризации. Ведь вся практика становления и развития общественного производства свидетельствует, что его эффективность напрямую зависит от следующих четырех моментов, которые связаны с субъектами хозяйствования:
1) успешная адаптации СГ к эволюционирующей внешней среды;
2) обеспечение расширенного воспроизводства экономического потенциала предприятия на инновационной основе;
3) эффективное выполнение функций управления;
4) успешное выполнение функций самого СГ.
Нам кажется важным акент на четком распределении функций СГ на управленческие и «предпринимательские». Именно поэтому трудно согласиться с тем подавляющим вниманием, которое в последнее время уделяется в специальной литературе по проблематике экономики предприятия функциям управления. Ведь для более четкого их выполнения очень важное определение и глубокое понимание основных функций самого предприятия как субъекта хозяйствования. Формально определение этих понятий достаточно близки. Их различают в первую очередь как виды деятельности: управленческой и производственно-предпринимательской.
Так, функциями управления понимаются специализированные виды управленческой деятельности, характеризующихся однотипностью и целевой направленности и объединяют планирование, организацию, регулирование, учет, контроль и мотивацию к труду. От четкости выполнения этих функций зависит не только совершенство организационных структур управления и его эффективность (так сказать «искусство для искусства»). Это важно для совершенствования деятельности самого предприятия, его прибыльности и тому подобное. В свою очередь, эффективность управления СГ базируется на масштабном и корректном задействовании таких средств и механизмов, направленных на обеспечение основной миссии конкретного СГ, его функций тацилей.
Относительно функций субъектов хозяйствования, то их определяют по-разному, в том числе как специализированные виды финансово-хозяйственной деятельности СХ, направленные на производство конкурентоспособной продукции (услуг). В литературе нет единого мнения относительно их содержания и классификации. Взгляды на сущность этого понятия претерпели существенную