Государственное управление реструктуризацией экономики часть 2

Реферат на тему:
Государственное управление реструктуризацией экономики
Исследование процессов, которые происходили в сфере государственного управления экономикой Советского Союза показывают, что сама проблема государственного управления является комплексной и состоит из двух взаимосвязанных проблем — оптимальность государственного вмешательства в экономическое развитие государства, обеспечение баланса общегосударственных и местных интересов: интересов отдельных территорий и государства в целом. Последнее частично отразилось в существовании двух подходов к управлению — территориального и
отраслевого.
Попытка теоретического обоснования подхода к сочетанию местных и общегосударственных интересов была сделана введением дефиниции "территориальная организация власти» [59]. Территориальная организация власти определяется как составляющая устройства государства. Ее можно воспринимать с точки зрения первоисточника — носителя власти на всей территории государства — народу, с точки зрения конституционного строя, собственно территориальной построения властной организации, исходя из конституционных предписаний и существующего административно-территориального деления.
С нашей точки зрения, территориальный подход к государственному управлению можно определить как составную территориальной организации власти, определяет основы построения системы органов государственного управления и механизм конституционно-правного функционирования. Отраслевой подход к государственному управлению можно определить как еще одну составляющую территориальной организации власти, причем органы государственного управления построены на основе отраслевого принципа с превалированием отраслевых, а не территориальных интересов.
Соотношение территориального и отраслевого подходов к государственному управлению, а отсюда, основы действия органов государственного управления региональным развитием и управляющих органов развитием отраслей (министерства, ведомства) зависит от многих факторов: формы конституционной структуры государства, формы правления, от процессов реорганизации государственной власти, политической конъюнктуры, ориентиров в перераспределении собственности, состояния товарно-денежных отношений, ситуации на рынке. Мировой опыт приводит, что существует прямое влияние унитарного или федеративного конституционной структуры особенности соотношений отраслевого и территориального подходов, на статус органов государственного управления региональным развитием, на их государственно-властный или общественно-властный характер. «Советско-монопартийная», парламентская, президентская или смешанная формы правления определяют структуру построения органов государственного управления региональным развитием, а также развитием отраслей — организации государственного управления.
В условиях политического и экономического реформирования в Украине организация государственного управления меняется, трансформируется — на территориальном уровне фактически сохраняется советская с жесткой иерархийною подчиненностью и господством администрирования, а на центральном уровне идет борьба за перераспределение власти и поэтому система организации государственного управления постоянно меняется в зависимости от текущих политических приоритетов.
Возможно выделить несколько этапов изменения системы организации государственного управления в Украине и, отсюда, — характера соотношения отраслевого и территориального подходов к организации.
На первом этапе, когда происходит разрушение партийного аппарата при советской форме организации государственного управления, сохранялась жесткая управленческая вертикаль с приоритетом интересов центральных органов государственного управления и отраслевого подхода.
Второй этап ознаменовался провозглашением суверенитета, введением политической демократии. На этом этапе вводятся институты местного самоуправления с действительно самоуправляющимися полномочиями, но ограниченным механизмом их реализации, возникают новые территориальные образования.
На третьем этапе, в условиях провозглашения и утверждения независимости Украины, происходит развитие государственного механизма. Государственный аппарат переориентируется на создание механизма обслуживания общегосударственных и местных потребностей путем разграничения полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти, попытками предоставления самостоятельности органам государственного управления на региональном уровне. Но организационные преобразования осуществлялись непоследовательно, что привело к острому политическому противостоянию. Институт местного самоуправления приобретает декларативных полномочий — не обеспечен финансовой и экономической самостоятельностью.
Проблемы сообщения территориального и отраслевого подходов к государственному управлению экономикой наиболее ярко проявляются при осуществлении управления региональным экономическим развитием, когда должны эффективно взаимодействовать центральные, региональные и местные органы государственного управления. Сущность этого взаимодействия состоит в том, что, исходя из общегосударственных интересов, должна осуществляться законодательное четко отработанной практическая деятельность государства во всех регионах, областях, районах. С другой стороны — каждый регион, область, район вправе осуществлять социально-экономическое развитие, исходя из его специфических особенностей. Именно государству принадлежит согласовывать, управлять процессами взаимодействия общегосударственных интересов и интересов отдельных территорий, особенно в социально-экономической сфере. Оптимальность сочетания интересов составляет основы государственной социально-экономической региональной политики. Оптимальность означает сотрудничество государства и отдельных регионов, областей, районов, которое обеспечивает достойный уровень социально-экономического развития государства в целом и регионов, областей, районов, в частности, эффективную региональную интеграцию и активное участие на внешних рынках.
Во времена Советского Союза региональная экономическая политика была императивной с преобладанием планово-распределительных методов управления. Неэффективность централизованного управления экономикой доказывает мировой опыт. Должна существовать определенная автономия и действовать механизм учета инициативы регионов. В демократических странах региональная экономическая политика направлена, главным образом, на поддержку дееспособным конкуренции и не складывается из прямого регулирования государством регионального развития. Ее влияние на размещение производства и объектов социальной сферы сбалансированный рыночными рычагами, которые не допускают административных ограничений автономии хозяйственных субъектов по принятию управленческих решений.
Среди инструментов региональной экономической политики можно выделить распространения экономической информации, консультационную деятельность, меры стимулирования предпринимательской деятельности в конкретных регионах, позволяет создавать преференции для хозяйственной деятельности в определенных регионах и сдерживать ее развитие в других. Среди преференций можно назвать — инвестирование, налогообложение, предоставление государственных заказов и кредитов, целенаправленное стимулирование государством региональной инфраструктуры и рынка рабочей силы.
В странах демократических центральное место в региональной экономической политике занимает развитие социальной инфраструктуры (например, опыт Швейцарии и Германии по перестройке структуры экономики).
Национальная региональная политика должна быть согласованной с региональной политикой Европейского Союза, главной целью которой является сокращение в уровнях доходов и выравнивания территориальных различий во всем европейском регионе (ст.2, 3, 130 Договора о Европейском сообществе, в редакции 1986 года) .
В условиях рыночного реформирования региональная политика имеет специфические признаки, относящиеся к содержанию принятых мер, ожидаемой результативности. Сущность государственной социально-экономической региональной политики состоит в том, чтобы соответствующим органам государственной власти и управления разработать комплекс мер, направленных на устранение различий в экономической дееспособности и жизненном уровне регионов. При этом учитывается, что региональные различия обусловлены природными факторами производства (сырьевыми ресурсами, по состоянию энергобаланса, климатом), экономическими характеристиками регионального хозяйства (эффективностью, место в национальной экономике, уровнем транспортных расходов, стоимости труда и капитала, состоянием инфраструктуры).
Государственная региональная политика направлена ​​на достижение следующих взаимосвязанных целей:
 — экономический рост, что означает вклад в производство ВВП соответственно экономическому потенциалу региона;
 — однородность (гомогенность) национального экономического пространства,