Сценарный подход к прогнозированию макропоказателей бюджетной сферы

Реферат на тему:
Сценарный подход к прогнозированию макропоказателей бюджетной сферы
Проблемам формирования и проведения эффективной бюджетной политики принадлежит видное место при определении темпов и направлений развития общества и экономики. В общем, эта политика приводит реальный потенциал государства и его возможности. В условиях трансформации украинская экономика должна максимально эффективно использовать инструменты бюджетно-налоговой политики. Это позволит сбалансировать основные макропропорции, а в перспективе аккумулировать и направить государственные средства по приоритетным отраслям экономики для обеспечения стабильности экономического роста. Государство влияет на распределение и перераспределение доходов граждан, на изменения в доходах, потреблении и объемах валовой добавленной стоимости, произведенной в экономике. Через фискальные механизмы осуществляется влияние на структурную и промышленно-инновационную политику. При этом оценка и прогнозирование доходов и расходов бюджета являются основными элементами в государственном программировании стабилизации и обеспечении экономического роста. Состояние где-ржавного бюджета имеет достаточно весомое влияние на реальную экономику, поэтому чрезвычайно важными становятся вопросы научного предвидения и оценки влияния различных вариантов налогово-бюджетной политики на макроэкономическую ситуацию в стране в целом и на состояние государственного бюджета в частности.

Брелоки на заказ в Ростове-на-Дону

Несмотря на определенную неопределенность, присущую процесса прогнозирования, разработка инструментария для осуществления прогнозирования бюджетных показателей на среднесрочную перспективу является чрезвычайно важной задачей, решение которой позволяет разработать и оценить влияние различных вариантов налогово-бюджетных и общеэкономических мер на развитие государственных финансов, оценить необходимые масштабы стабилизации бюджета и выбрать оптимальные меры, направленные на достижение такой стабилизации.
Как показывает мировой опыт, при разработке моделей бюджетных процессов используются различные подходы и методы, в частности метод детального моделирования; метод использования фактической ставки налогообложения; метод определения эластичности налогов; метод пропорциональной-ции корректировки и тому подобное. В последние годы все больше исследователей отдают предпочтение эконометрические методы моделирования процессов бюджетной сферы, в частности системным, симультативним. Это связано с тем, что бюджетная сфера является достаточно сложным объектом, который может быть описан совокупностью характеристик, связанных балансовым, функциональными и стохастическими соотношениями, раздельное прогнозирования которых является некорректным. Кроме того, на основе симультативних систем уравнений могут быть получены варианты прогноза для широкого диапазона начальных условий и предположений, а также может быть реализовано сценарный подход к получению прогноза основных макропоказателей, который позволяет формировать научно обоснованную бюджетно-налоговую политику с учетом всех возможных последствий. Только системное моделирование процессов бюджетной сферы позволяет учесть взаимосвязь ее показателей, оценить как прямые, так и обратные зависимости, получить прогнозы в зависимости от различных вариантов развития.
Построение макромодели бюджетной сферы является сложным итерационным процессом, который органично сочетает четыре этапа: разработку, диагностирования, корректировка модели, построение и проигрывания сценариев [10].
Первый этап является наиболее ответственным. Именно на этом этапе нужно разработать логическую схему взаимосвязей системы экономических показателей бюджетной сферы; сформулировать формализованную модель и оценить ее параметры. После оценки параметров разработанной модели переходят ко второму этапу моделирования — этапа диагностики. Процесс диагностики склада-ется по проверке модели на воспроизведение фактических данных, на качество прогнозной годности и на способность адекватной реакции на шоки в экономике. Только после получения положительных результатов этапа диагностирования модель можно использовать для прогнозирования соот-ных показателей системы и проигрывания сценариев экономического развития при различных вариантах бюджетно-налоговой политики.
Моделирование бюджетного сектора Украины проводилось нами согласно описанной выше концепции, что позволило не только разработать агрегированную макромодель бюджетной сферы, но и провести эффективный анализ взаимосвязей между доходной, расходной частями Сводного бюджета Украины и бюджетным дефицитом. Кроме того, провести прогноз основных по-показателей, исходя из различных направлений (сценариев) развития.
1. Модель бюджетной сферы Украины. Разработанная симультативна модель бюджетного сектора экономики Украины включает функциональные зависимости, построенные для основных источников формирования доходной части бюджета, а именно: налога на прибыль предприятий, подоходного налога с граждан, налога на добавленную стоимость и акцизного сбора. Для учета взаимосвязи налоговых поступлений с расходной частью, к анализу включено тождества, которые описывают бюджетный дефицит, общие доходы и расходы сводного бюджета. Кроме того, в модель включены такие важные макропоказатели, как валовая добавленная стоимость и потребления.
В целом модель включает девять регрессионных уравнений и тождеств, что делает ее достаточно простой, прозрачной и легкой в ​​реализации. Она имеет такой формализованный вид:
1. REV = EPT + VAT + OTH + PIT + EXCISE.
2. EXPEN = DSERV + DEFADM + SOCUL + IG + OTHEX.
3. BDEF = REV — EXPEN.
4. EPT = F (IG, EPTT, GEPT, EPTE, DE, KE).
5. EXCISE = F (D (EXC), GEXC, CEXC)).
6. PIT = F (AVGSAL, D (EXPEN), LOG (VAT), PIT (-1), SOC).
7. VAT = F (D (VATTR, FGVATR, FCVATR, D (COFF), EPT).
8. GDP = F (COFF, DEF).
9. COFF = F (RFCVATR, VATR, FGVATR, PIT) (1)
где REV — доходы сводного бюджета; EPT — налог на прибыль предприятий; VAT — налог на добавленную стоимость; PIT — подоходный налог с граждан; EXCISE — акцизный сбор; ОТH — другие налоговые поступления; EXPEN — расходы сводного бюджета; DSERV — расходы на обслуживание государственного долга; DEFADM — административные расходы и расходы на оборону; SOCUL — расходы на социально-культурную сферу; IG — государственные капитальные вложения; OTHEX — другие расходы; BDEF — дефицит бюджета; GDP — номинальный ВВП; ENT — доходы от предпринимательской деятельности; DE — дебиторская задолженность между предприятиями; KE — кредиторская за — боргованисть между предприятиями; AVGSAL — средний уровень заработной платы в экономике; SOC — расходы из Пенсионного фонда и трансфеты населению; COFF — покупка