Экономическая ценность сервисного продукта на основе равновесного соотношения «цена-параметры качества» часть 2

сервисной организацией важное место занимают формы и методы формирования в рыночных условиях равновесной цены услуги в зависимости от параметров ее качества.
Объем предоставляемых услуг и их качество только в совокупности определяют степень удовлетворения общественных потребностей и эффективность производства. Количество и качество выступают в виде взаимосвязанных целей деятельности. Экономия, полученная при использовании высококачественной услуги, является основным критерием эффективности расходов в сервисной сфере. Качество, отражая полезный эффект любого вида деятельности для общества в целом стимулирует (через потребительскую стоимость, формируется рынком) производство перспективных видов услуг, создание ресурсосберегающих технологий.
В отечественной практике революционную роль сыграло появление комплексных систем управления качеством на предприятиях и в регионах.
Основные принципы построения системы качества и цели их функционирования:
обеспечения ритмичности производства;
внедрения ресурсосберегающих технологий;
ускорения научно-технического прогресса;
вдосконаленнягосподарського механизма и переход на экономические и правовые методы управления.

авто с аукционов сша

Рис. 1. Схема построения системы управления качеством услуг сервисной организации.
Параметры качества услуги формируют ее потребительскую ценность. И именно процессы и переходы трансформации качества в потребительскую ценность раскрывают экономическую сущность менеджмента качества и образуют в конце концов рыночную цену услуги. На рис. 1.2. воспроизведен схему преобразования потребительских качеств в ценность услуги в рыночной экономике определяет условия формирования цены и ценовой политики сервисных организаций.
Рис. 1.2. Переход потребительских качеств услуги в ее ценность для потребителя
Цена — инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, один из основных элементов маркетинговой политики организации и довольно мощный рычаг управления экономикой.
На современном этапе при определении цены существует много проблем, которые обусловлены наследием плановой экономики, отсутствием необходимого опыта в формировании ценовой политики в рыночных условиях и недостаточным теоретико-методическим обеспечением процесса ценообразования с учетом особенностей развития и трансформации экономики Украины.
Установление цены требует научного обоснования на основе знания экономической сущности и природы рыночной цены, методов определения цен согласно стратегии предприятий, с учетом конъюнктуры рынка, требований действующих законодательных и нормативных актов по регулированию цен, правил продажи товаров и услуг и защиты прав потребителей.
С точки зрения потребителя цена сервисного продукта — это сумма денег, он согласен заплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Эта концепция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, то есть потребности в этом товаре, спроса на него, целесообразность обмена и заключения сделок. Чем выше потребительская полезность качества услуги, тем большую цену готов заплатить покупатель.
С точки зрения производителя (продавца) цена определяется затратами, необходимыми для производства и продажи данной услуги. На ранних этапах развития товарного производства известными экономистами как Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо были заложены основы так называемых трудовых теорий цены. По этим теориям общественно полезные затраты труда на производство услуги образуют его стоимость. Последовательным сторонником таких теорий был и Карл Маркс, по определению которого цена является денежным выражением стоимости товара или услуги. [4]
Современная экономическая теория стремится к согласованию обоих подходов, исходя из того, что цена отражает как стоимость, так и полезность, то есть потребительскую ценность услуги. Действительно, объективный процесс формирования цены требует компенсации всех расходов, необходимых для производства и реализации услуги, которая в конкурентной среде должна иметь определенную ценность для потребителя.
С точки зрения потребителя цена услуги, предоставляемой сервисная организация в денежном выражении, не всегда только расходы, которые они несут при покупке и пользовании услугами. Покупая сервисный продукт, потребитель надеется получить ряд преимуществ, ожидаемая ценность которых превышает затраты на ее получение. Эти расходы включают как финансовые, так и нефинансовые расходы.
Финансовые расходы, связанные с приобретением услуги, включающие в себя не только цену, которую платит потребитель сервисной организации, но и расходы, которые он несет при поиске, покупке и удобство.
Нефинансовые расходы потребителей включают потраченные ими время и усилия, а также всевозможные неудобства, связанные с поиском, покупкой и использованием услуги. Участие потребителей в процессе предоставления услуг означает, что потребители несут умственное и физическая нагрузка, а также сенсорные расходы.
Люди покупают услуги для удовлетворения своих конкретных потребностей и оценивают результаты своих покупок на основе того, насколько они соответствуют их ожиданиям. Когда потребители оценивают качество услуг, они делают это на основе определенных внутренних стандартов, которые существуют в их представлении еще до того, как они приобретут реальный опыт пользования этой услугой. Восприимчива качество услуг формируется у потребителя при сравнении того, что он получил, с тем, что он ожидал получить. На ожидания людей относительно услуг сильно влияет их предыдущий потребительский опыт. Они сравнивают услугу по похожей услугой, которая предоставлялась другой компанией; с услугами компаний-конкурентов в данной области, с похожими услугами в других отраслях. Если клиент не имеет соответствующего предыдущего опыта применения услуги, он, как правило, обосновывает свои ожидания относительно ее качества на таких факторах, как мнение родственников или знакомых, сведения в средствах массовой информации, или маркетинговая деятельность сервисной организации. Со временем в каждой отдельной сервисной отрасли производятся определенные нормы потребительских ожиданий (регулярность полетов, специфика обслуживания пассажиров) [1].